Все публикации

 

Классификация опасных отходов: два взгляда на одну проблему

А.Г. Дудникова

 Поводом к написанию настоящего материала стало письмо, направленное в адрес редакции «Справочника эколога».

 "Один из филиалов нашего предприятия получил от Роспотребнадзора следующее уведомление: «В результате плановых проверок территориальными органами Роспотребнадзора в некоторых филиалах было выявлено нарушение санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, а именно отсутствие документа о согласовании санитарных классов опасности токсичных отходов по степени воздействия на среду обитания и здоровье человека с Управлением Роспотребнадзора. Административная ответственность по данному нарушению предусмотрена ст. 8.2 "Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (штраф до 250 000 руб. на юридическое лицо или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток).

В связи с этим рекомендуем подготовить документы в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и СП 2.1.7.1386-03 "Санитарные правила по определению классов опасности отходов производства и потребления" в свете предстоящих проверок территориальными органами Роспотребнадзора ваших филиалов».
Паспорта опасных отходов на нашем предприятии разработаны в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов (материалы были своевременно сданы в Росприроднадзор).

Просим дать разъяснение по сообщению Роспотребнадзора и свою оценку о необходимости выполнять указанные требования."

 Предыстория проблемы

Правительство Российской Федерации приняло Постановление от 26.10.2000 № 818 «О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов» (утратило силу), в соответствии с которым Министерство природных ресурсов Российской Федерации и его территориальные органы на основании предоставляемой в установленном порядке индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, информации в указанной области, включающей сведения о происхождении, количестве, составе, свойствах, классе опасности отходов, условиях и конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использования и обезвреживания:

• проводят работу по паспортизации опасных отходов;

• организуют и ведут по единой для Российской Федерации системе с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации государственный кадастр отходов, включающий федеральный классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов.

Организация и ведение государственного кадастра отходов в части, касающейся обращения с бытовыми отходами, осуществляется указанным Министерством и его территориальными органами совместно с Госстроем России.

Министерству природных ресурсов Российской Федерации по согласованию с Минздравом России, МЧС России, Госгортехнадзором России, Госстроем России, Госкомстатом России и Госстандартом России было поручено разработать и принять в установленном порядке нормативные правовые акты, регламентирующие правила инвентаризации объектов размещения отходов, отнесения отходов к конкретному классу опасности, учета в области обращения с отходами, а также порядок предоставления информации индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами.

Неизвестно, как проходило согласование с остальными министерствами и ведомствами, но с Минздравом России, в ведении которого одно время находился Роспотребнадзор, договориться, видимо, не удалось. В результате сегодня существуют две классификации отходов — по которой штрафует Росприроднадзор и по которой штрафует Роспотребнадзор1].

 К СВЕДЕНИЮ

Формально Роспотребнадзор объясняет свою классификацию тем, что «росприроднадзоровская» классификация разработана в отношении окружающей среды, а их — «роспотребнадзоровская» — в отношении человека.

 По нашему же мнению, нельзя отделить человека от окружающей среды. Понятия «воздействие на окружающую среду», «экологические нормативы» размыты ввиду многообразия компонентов окружающей среды и их разной чувствительности.

Специфика отходов в том, что сами по себе они воздействия не оказывают. Они оказывают воздействие в случае вторичного загрязнения (выделение открыто размещенными отходами загрязняющих веществ в воздух, вымывание компонентов отходов ливневыми стоками) и размещения их на территории (отчуждение земель, загрязнение почвы). Соответственно, в чем здесь принципиальная разница между человеком и окружающей средой, чтобы иметь двойную классификацию? Отходы должны классифицироваться в первую очередь по их способности к вымыванию ливневыми стоками, выделению загрязняющих веществ в воздух и почву, т.е., по сути, по степени их инертности в окружающей среде.

Отдельно стоит воздействие при проведении с отходами определенных операций (обработка, утилизация, обезвреживание, в т.ч. путем сжигания), но здесь об отходах можно говорить как о вторичном сырье, поскольку так же может воздействовать первичное сырье и топливо.

И действительно, дальнейшее развитие сферы обращения с отходами идет на основе природоохранной классификации. Она закреплена Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Федеральный закон № 89-ФЗ). На ее основе формируются требования к обращению с отходами (транспортирование, лицензирование, размещение и др.).

На практике какое-то время Роспотребнадзор не требовал проведения параллельной классификации. Однако после выхода последнего положения о лицензировании — Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 № 1062, которым (собственно, как и предыдущим) предусматривалось предварительное получение санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, которые планируется использовать для выполнения заявленных работ, составляющих деятельность по обращению с отходами, Роспотребнадзор постепенно, сначала в целях выдачи данного заключения, начал требовать оформления так называемых санитарных классов опасности отходов. Причем не сразу, первопроходцы успели получить свои заключения без оформления санитарных классов опасности.

Затем, как делились опытом участники семинаров по обращению с отходами, могла быть такая ситуация: с местным Роспотребнадзором договаривались о том, что согласовывать классы опасности будут не по всем отходам, а по некоторым. Само согласование данных классов опасности бесплатно. Но «определение класса опасности отхода осуществляется аккредитованными в установленном порядке организациями», которые уже бесплатно не работают.

 КСТАТИ

Требование об оформлении санитарных классов опасности отходов периодически всплывает при проверках Роспотребнадзора, особенно когда нет других видимых нарушений.

Что делать?

Поскольку СП 2.1.7.1386-03 «Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления» (далее — СП 2.1.7.1386-03) зарегистрированы в Минюсте России (19.06.2003 № 4755), их никто не отменял и не оспаривал, значит, формально они обязательны к применению.

Разрешить ситуацию может только неутомимая борьба бизнеса за свои права. «Сверху» сейчас идет административная реформа, подразумевающая в том числе отмену дублирующих и избыточных обременений бизнеса.

Перечень поручений по итогам заседания Государственного совета по вопросу «Об экологическом развитии Российской Федерации в интересах будущих поколений», состоявшегося 27 декабря 2016 года, утвержденный Президентом Российской Федерации, содержит указание «внести в законодательство Российской Федерации изменения, предусматривающие гармонизацию законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях выработки единых подходов к классификации отходов».

Как видим, Роспотребнадзор настолько игнорирует сложившуюся ситуацию, что лично Президенту приходится вмешиваться в частный вопрос, по которому его беспокоить вообще-то неправильно — такие вопросы должны решаться «этажом ниже».

Но Роспотребнадзор как-то умеет безнаказанно игнорировать не только Минэкономразвития России, но и поручения Президента. Не только не слышно о гармонизации, но наоборот, Роспотребнадзор усиливает правоприменительную практику в отношении санитарных классов опасности отходов.

Так что «снизу» нужно организовать поддержку инициативы «сверху» в виде слышимого гласа недовольных. Можно попробовать оспорить в суде СП 2.1.7.1386-03 как не соответствующие Федеральному закону № 89-ФЗ. Формально указанный Федеральный закон не является экологическим — это головной закон, регулирующий обращение с отходами, им предусмотрена классификация отходов по степени опасности.

Правда, судебный процесс не будет простым. Вести его надо очень профессионально, и адекватно разобраться в данном деле сможет только опытный судья. Федеральный закон № 89-ФЗ предусматривает норму о том, что федеральный государственный пожарный надзор, федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, федеральный государственный надзор в области использования атомной энергии, федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности при обращении с отходами осуществляются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации. Но, может, ссылка на поручение Президента поможет.

Также есть смысл организовать поток обращений в Администрацию Президента Российской Федерации с вопросом, когда будет исполнено соответствующее поручение Президента, с приложением административных материалов со штрафами за отсутствие санитарных классов опасности отходов.

  1] Подтверждаем, с Роспотребнадзором действительно сложно договориться. Например, нам так и не удалось организовать встречу с представителем Роспотребнадзора, в т.ч. для того, чтобы услышать мотивированную позицию о целесообразности их классификации.


   Статья опубликована в журнале «Справочник эколога» № 11, 2017.


Правовой EHS консалтинг
Общественный проект компании ЭКОТИМ
ЭКОЗАКОН
Документ месяца
 
статистика