Все публикации

 

Утилизационный сбор: что нового?

А.Г. Дудникова

Проблема бремени, которое ложится на плечи производителей под видом заботы о природе, нечасто обращает на себя внимание даже руководства предприятий, не говоря уже о средствах массовой информации. Однако когда прозвучал термин «утилизационный сбор», проблема его введения нашла свое отражение на страницах печатных изданий. Что за очередной «природоохранный» сбор готовит нам законодатель? Есть ли реальная польза окружающей среде от введения такого сбора?

Утилизационный сбор — следствие реализации принципа ответственности производителя за произведенный им товар, потерявший потребительские свойства.

Например, компания производит холодильники. Через некоторое время после продажи холодильники данной компании вырабатывают свой ресурс и их выбрасывают вместе с твердыми бытовыми отходами, поскольку нет организации, которая занимается их утилизацией. Этот отход образовался по вине производителя холодильника. Если бы холодильник не был произведен, такого отхода бы не было. Следовательно, организацию необходимо обязать принимать обратно свою продукцию после того, как она стала отходом, и утилизировать ее или платить за ее утилизацию утилизационный сбор государству.

В цивилизованных странах принцип ответственности производителя уже провозглашен и реализован. Готовы нести ответственность и российские производители. Но, в отличие от зарубежных коллег-конкурентов, они не доверяют своему правительству: не верят, что, получив утилизационный сбор, государство реально начнет собирать продукцию, потерявшую потребительские свойства, и утилизировать ее.

Логичной представляется следующая альтернатива: производитель, не доверяющий государству, может вместо уплаты утилизационного сбора сам организовать сбор своей продукции, превратившейся в отход, и утилизировать ее. Но в данной ситуации уже государство не доверяет производителю.

В результате законопроект № 584399-5 «О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и другие законодательные акты Российской Федерации в части экономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами» погряз в дебатах. Последнее поручение Президента Российской Федерации — принять закон в весеннюю сессию 2014 г.

Введение ответственности производителя для России — дело новое, очень сложное и политически непопулярное. В связи с этим разумно было ввести данную ответственность в отношении одного вида отхода и внимательно изучать процесс ее реализации. В настоящее время данный принцип введен в отношении колесных транспортных средств.

Федеральным законом от 28.07.2012 № 128-ФЗ «О внесении изме­нений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и статью 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации» в Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» была введена ст. 24.1 «Утилизационный сбор», согласно которой сбор взимается за каждое колесное транспортное средство, ввозимое в Российскую Федерацию или произведенное, изготовленное в Российской Федерации.

Исключения предусмотрены для колесных транспортных средств:

-ввоз которых в Российскую Федерацию осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами;

-которые ввозятся в Российскую Федерацию и принадлежат дипломатическим представительствам или консульским учреждениям, международным организациям, пользующимся привилегиями и иммунитетами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также сотрудникам таких представительств, учреждений, организаций и членам их семей;

-с года выпуска которых прошло тридцать и более лет, которые не предназначены для коммерческих перевозок пассажиров и грузов, имеют оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму, сохранены или отреставрированы до оригинального состояния, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации;

-которые произведены, изготовлены организациями, принявшими на себя в порядке и на условиях, которые определены Правительством Российской Федерации, обязательство обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты указанными транспортными средствами своих потребительских свойств;

-которые ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств — членов Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и имеют статус товаров Таможенного союза. Утилизационный сбор в отношении таких транспортных средств не уплачивается при соблюдении условий, определенных Правительством Российской Федерации;

-которые указаны в ч. 1 ст. 12.2 Федерального закона от 10.01.2006 № 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и помещены под таможенную процедуру свободной таможенной зоны до 1 апреля 2016 г.

Также исключение предусмотрено для продукции, произведенной организа­циями, принявшими на себя (в порядке и на условиях, которые определит Правительство Российской Федерации) обязательство обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты указанными транспортными средствами своих потребительских свойств.

Проще говоря, производителям (импортерам) дан выбор: платить утилизационный сбор в бюджет (в этом случае утилизация данных товаров, когда они станут отходами, будет осуществляться государством за счет бюджетных средств) либо не платить сбор и самим организовать утилизацию своей продукции после того, как покупатель решит ее выбросить.

Для реализации этого положения предусмотрены следующие финансовые гарантии:

-затраты организаций и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты транспортными средствами, в отношении которых уплачен утилизационный сбор, своих потребительских свойств, компенсируются за счет средств федерального бюджета в размерах и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Требования, предъявляемые к данным организациям и индивидуальным предпринимателям, устанавливаются Правительством Российской Федерации;

-не допускается взимание платы с собственников (владельцев) транспортных средств, в отношении которых плательщиками утилизационного сбора уплачен утилизационный сбор или принято обязательство обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты указанными транспортными средствами своих потребительских свойств, в связи с передачей отходов, образовавшихся в результате утраты такими транспортными средствами своих потребительских свойств, организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по обращению с отходами, или организациям, принявшим на себя указанное обязательство, либо представителям данных организаций.

Отметим, что государство не берет на себя ответственность заставить платить данный сбор производителей (импортеров), а перекладывает данную ответственность на покупателя. Покупатель обязан уплатить сбор, если он приобрел транспортное средство на территории Российской Федерации не только у лиц, освобожденных отданного сбора, но и улиц, незаконно не заплативших утили­зационный сбор.

Как будут реализовываться данные положения на практике, определяется подзаконными актами и правоприменителем. С этой точки зрения интересно проанализировать недавно принятое Постановление Правительства РФ от 20.06.2013 № 520 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета организациям и индивидуальным предпринимателям на возмещение затрате связи с осуществлением ими деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты колесными транспортными средствами, в отношении которых уплачен утилизационный сбор, своих потребительских свойств, и о внесении изменения в пункт 12 Правил взимания, исчисления и уплаты утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств, а также возврата уплаченных сумм этого сбора» (далее — Постановление № 520). Из данного Постановления следует, что пока государство пошло не по пути создания собственных мощностей по утилизации отходов автотранспорта, а по пути выделения субсидий организациям и индивидуальным предпринимателям, эти отходы утилизирующим.

Для получения субсидий необходимо собрать соответствующий пакет документов и подать его в государственный орган. Что не может не радовать, при оформлении данных субсидий предусмотрено, как и при проведении государственной экспертизы, устранение недостатков в рабочем порядке, т.е. если у государственного органа появятся замечания к документам, организация в течение 15 дней после получения данных замечаний должна будет внести в них корректировку или представить недостающие документы. Это выгодно отличает данный процесс от процедуры согласования, например, проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, т.к. снижает его коррупционную емкость.

А вот насколько организации, утилизирующей отходы, рентабельно иметь дело с государством — надо считать. Одним из условий предоставления субсидий является то, что транспортное средство должно быть передано его собственником (владельцем) на утилизацию без внесения платы. Размер же субсидии не может превышать установленного для данного автотранспортного средства утилизационного сбора. При этом от организации требуется не только пройти двухступенчатую бумажную процедуру (договор на получение субсидии и получение субсидии) и самостоятельно рассчитать размер субсидии, но и соответствовать определенным требованиям:

-не иметь задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;

-применять систему экологического менеджмента, сертифицированную по стандартам Международной организации по стандартизации (ISO) серии 14000 или аналогичным межгосударственным или национальным стандартам, применяемым в Российской Федерации или иных государствах — членах Таможенного союза;

-иметь действующую лицензию на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности, а также иметь в наличии соответствующие оборудование и установки.

При этом основанием для отказа в предоставлении субсидии помимо несоответствия представленных сведений и документов требованиям и условиям, установленным договором и Правилами, утвержденными Постановлением № 520, а также наличия в них недостоверной информации является недостаток бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке Министерству промышленности и торговли Российской Федерации на цели, указанные в п. 1 указанных Правил.

Получается, что организация, приняв безвозмездно на утилизацию колесное транспортное средство, может не получить обещанных денег по не зависящим от нее обстоятельствам. При этом проверять и контролировать ее будут два государственных органа — Министерство промышленности и торговли Российской Федерации и Федеральная служба финансово-бюджетного надзора. В случае установления факта нарушения условий предоставления субсидии полученные средства организация должна будет вернуть в бюджет.

Статья опубликована:

Журнал «Справочник ЭКОЛОГА» № 8, август, 2013 г.

Правовой EHS консалтинг
Разработка экологической документации
ЭКОЗАКОН
Документ месяца
Тренинги и семинары
 
статистика