- Статьи по теме "Санитарно-защитная зона"
- Статьи по теме "Обращение с отходами"
- Устанавливайте СЗЗ своевременно!
- Отчетность объектов III категории по отходам
- Отчетность объектов III категории по выбросам
- Объяснение через демонстрацию абсурда
- РОП 2022: судебная практика
- Внедрение системы экологического менеджмента
- Практика и перспективы обращения с отходами I и II классов опасности
- Санитарно-защитные зоны: оригинальная судебная практика
- Судебная практика в отношении вскрышных пород
- От старого законодательства к новому: что говорят суды
- Как провести общественные обсуждения в рамках ОВОС
- Неоднозначность и безграничность: попытка сделать воздухоохранное законодательство исполнимым снова не удалась
- С точки зрения эколога: что поменялось в санитарных правилах?
- Правовые нюансы использования отработанного масла в производстве
- "Регуляторная гильотина": обзор перечня неактуальных НПА
- Плата за НВОС для объектов III категории. Что говорят законодатель и правоприменитель?
- Алексей Владимирович Яблоков
- Снег, отход или не отход?
- Обзор судебной практики по возмещению вреда водным объектам
- Экологический контроль-четыреста сравнительно честных способов отъема денег
- Надо ли судиться с госорганами?
- Иск к предприятию: судебная практика
- Правовой EHS консалтинг, или иностранцы в России
- Незнание закона не освобождает от ответственности
- От старого законодательства к новому: что говорят суды 2
Проверка воздухоохранной работы на предприятии
А.Г. Дудникова ООО «ЭКОТИМ»
Комментарий к приказу Росприроднадзора от 1 марта 2011 г. № 112 «Об утверждении Инструкции по осуществлению государственного контроля за охраной атмосферного воздуха».
Утверждённая приказом Инструкция по осуществлению государственного контроля за охраной атмосферного воздуха (далее – Инструкция) рекомендована должностным лицам Росприроднадзора и его территориальных органов, осуществляющим федеральный государственный экологический контроль, для использования в работе при осуществлении мероприятий по контролю, т.е. при проверках предприятий. Несмотря на то что Инструкция рекомендована только федеральным инспекторам, с ней полезно ознакомиться всем, кто по долгу службы сталкивается с вопросами охраны атмосферного воздуха, в том числе экологам предприятий и преподавателям природоохранных дисциплин.
В связи с этим советуем специалистам, ответственным за охрану окружающей среды на предприятии, медленно и внимательно прочитать Инструкцию в спокойной обстановке, а их прямым начальникам – обеспечить для этого условия в течение нескольких часов подряд.
Инструкция содержит подробную, практически полную информацию о том, что должен знать и делать эколог предприятия в области охраны атмосферного воздуха, какие документы должны быть на предприятии, какие требования должны выполняться при разработке мероприятий в периоды неблагоприятных метеорологических условий (НМУ), какие требования предъявляются к состоянию различных типов газоочистных установок (ГОУ) и как выявить их основные неисправности.
Поэтому при приёме на работу нового специалиста Инструкция может служить методическим материалом, вводящим в курс дела. При дальнейшей работе с ней следует сверяться время от времени.
Инструкция разработана в рамках научно-исследовательской работы (НИР) по государственному контракту. На 46 страницах пошагово и детально изложено, что должен делать инспектор, проверяя предприятие. Теперь, следуя Инструкции, любой специалист может не только выявить некомплектность необходимой документации, но и проверить природоохранную деятельность предприятия по существу, в том числе – соответствие проекта нормативов ПДВ действительности. В документе прямо указано, что «выявленные факты представления хозяйствующим субъектом недостоверной и искаженной информации … являются основанием для принятия мер административного воздействия».
Проект нормативов ПДВ теперь будет проверяться на наличие в нём требуемых согласований, справок и иных формальных составляющих, которые должны были быть проверены при выдаче разрешения на выброс:
«При проведении проверки содержательной части нормативов ПДВ следует обращать внимание на:
наличие заключения Роспотребнадзора, справки Росгидромета о фоновых концентрациях и климатических характеристиках;
наличие плана-графика контроля за соблюдением нормативов выбросов, на основании которого предприятие организует работы по осуществлению производственного контроля в области охраны атмосферного воздуха;
мероприятия по регулированию выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях (в случае установления таких мероприятий);
мероприятия по снижению негативного воздействия выбросов предприятия на атмосферный воздух и оценку их достаточности (план уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в случае установленных для предприятия временно согласованных выбросов)».
Таким образом, теперь разрешение на выброс не является гарантом непредъявления требований к содержанию проекта нормативов ПДВ. Соответственно хозяйствующие субъекты, считавшие неважным качество проекта нормативов ПДВ (главное, получить бумажку под названием «разрешение»), попадают под прямой удар, что, собственно, и прогнозировалось.
Пока не у всех предприятий имелся полный комплект разрешительной документации, проверка сводилась к выявлению отсутствия какого-либо документа. В настоящее время почти все предприятия обеспечили себя полным комплектом природоохранной документации, что вынудило инспекторов развиваться дальше. Следствие – обращение к профессионалам (заказ НИР!) для разработки документа, руководствуясь которым можно проверять качество этой документации и действительное состояние природоохранной деятельности на предприятии. Теперь можно ожидать отзыва разрешений на выброс, полученных на основе некачественных проектов нормативов ПДВ.
Комплектность документации тоже проверяется. С неё проверка и начинается:
«При проведении проверки соблюдения требований законодательства в области охраны атмосферного воздуха государственный инспектор по охране природы в первую очередь устанавливает наличие оформленной и разработанной в установленном порядке необходимой документации, предусмотренной действующим законодательством.
В общем виде на предприятии может быть выделена учредительная и правоустанавливающая, обосновывающая, разрешительная, организационно-распорядительная, плановая, договорная и отчётная документация».
Однако теперь проверка не ограничится основной документацией, хорошо знакомой инспектору и экологу предприятия. Похоже, что в рамках НИР было проанализировано действующее законодательство на предмет нереализованных его требований. В результате приложение 3 к Инструкции «Перечень документов, подлежащих проверке при осуществлении государственного контроля за охраной атмосферного воздуха на предприятии (организации)» содержит 31 позицию и включает такие документы, как «Порядок (схема) оповещения территориальных органов Росприроднадзора о возникновении аварийных выбросов» (проверяется полнота, своевременность и достоверность выполнения). Основанием для наличия данного документа на предприятии являются сразу три нормы:
1) ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (немедленно передавать информацию об аварийных выбросах, вызвавших загрязнение атмосферного воздуха, которое может угрожать или угрожает жизни и здоровью людей либо нанесло вред здоровью людей и (или) окружающей среде, в государственные органы надзора и контроля);
2) п. 4.5 ГОСТ 17.2.3.02-78 «Охрана природы. Атмосфера. Правила установления допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями»;
3) постановление Госстандарта СССР от 24 августа 1978 г. № 2329 (при превышении ПДВ (ВСВ) в результате аварии предприятие обязано в установленном порядке сообщить об этом органам, осуществляющим государственный контроль за охраной атмосферы).
Стоит отметить, что упомянутый установленный порядок в законодательстве нами не выявлен, но в целом инструкция не содержит норм, не подкреплённых законодательно.
Далее, согласно инструкции, после ознакомления с документацией предприятия инспектор по охране природы в целях проверки соответствия данных, приведённых в инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и проекте нормативов ПДВ, по карте-схеме предприятия осуществляет обход и проверку территории, производственных участков, площадок, цехов, линий, ГОУ (оценивается техническое состояние последних, а также их эффективность).
Для того чтобы инспектор мог проверить состояние ГОУ максимально эффективно, инструкция содержит приложение 2 «Рекомендации для государственного инспектора по охране природы при осуществлении контроля за работой газоочистного и газопылеулавливающего оборудования». В рекомендациях даны признаки неисправности основных ГОУ, указано, что конкретно должен проверять инспектор и на что обращать внимание.
В случае выявления нарушений государственный инспектор по охране природы обязан привлечь виновное лицо к административной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
В целях устранения нарушений государственный инспектор обязан выдать предписание с указанием сроков его выполнения. По истечении этих сроков проводится проверка выполнения предписания.
Итак, знание порядка проверки воздухоохранной работы должностными лицами Росприроднадзора и его территориальных органов позволит предприятию грамотно подготовиться к мероприятиям по контролю.
Поздравляем Росприроднадзор с выходом столь качественного и ценного документа и обращаем внимание природопользователей на то, что теперь проекты ПДВ и прочие документы по охране атмосферного воздуха следует разрабатывать добросовестно.
Статья опубликована
"Экология Производства" № 6 июнь 2011 года.
- 06.07.2023 Надежда Бирюкова приняла участие в Онлайн-практикуме "Обращение с отходами: новеллы законодательства и распространенные ошибки"
- Алла Дудникова приняла участие в выездном заседании НТС Росприроднадзора
- 30.06.2023 прошел очередной онлайн-практикум АНО «Консультационный центр «Кодекс», в котором приняла участие Надежда Бирюкова
- 28.06.2023 Алла Дудникова приняла участие в семинаре «Организация деятельности экологической службы (эколога) на объектах гидроэнергетики»
- 16.06.2023 Надежда Бирюкова выступила на "Саммите экологов Актион"
- 15.06.2023 Надежда Бирюкова провела обучение для слушателей ООО «АЙТэКо»
- 08.06.2023 Алла Дудникова приняла участие в круглом столе на тему «Изменения законодательства в области обращения с отходами. Использование вторичных ресурсов и вторичного сырья в хозяйственной деятельности предприятий»
- Надежда Бирюкова выступила с докладом на конференции "День Эколога", организованной ООО «НТЦ «ПРАВО»
- 31.05.2023 Надежда Бирюкова выступила на заседании Комиссии по экологии и природопользованию Совета ТПП РФ по развитию экономики замкнутого цикла и экологии
- 24.05.2023 Надежда Бирюкова приняла участие в XXXII Экологическом форуме
- 17.05.2023 Надежда Бирюкова провела корпоративное обучение для сотрудников ООО "Завод ТЕХНО"
- В журнале "Экоспоры" № 2, 2023 г. опубликована статья "Устанавливайте СЗЗ своевременно!"
- 24.04.2023 Надежда Бирюкова приняла участие в онлайн-практикуме АНО "Парадигма" "Строительство, реконструкция, расширение предприятия – что учесть экологу?»
- 18.04.2023 Надежда Бирюкова приняла участие в онлайн-практикуме АНО «Консультационный центр «Кодекс»
- 17.04.2023 Надежда Бирюкова провела обучение для слушателей ООО РФОП «Экономика и Управление»
- 4-5 апреля 2023 г. прошел XXII Всероссийский конгресс "Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности"
- 23.03.2023 Надежда Бирюкова выступила в Деловом клубе "Лучшие региональные практики национального хлебопечения России"
- 23.03.2023 прошел семинар по теме «Экспертиза проектной документации: новые требования, актуальные вопросы»
- 16.02.2023 Надежда Бирюкова приняла участие в онлайн-практикуме АНО «Консультационный центр «Кодекс»
- 15.02.2023 Надежда Бирюкова приняла участие в конференции «Неделя Техэксперт-2023»
- В журнале Экология Производства № 1, 2023 г. опубликована статья "Отчетность объектов III категории по отходам"
- В журнале Экология Производства № 1, 2023 г. опубликована статья "Отчетность объектов III категории по выбросам"
- Все новости