Все публикации

 

Постановление правительства Российской Федерации от 30 августа 2012г. №870 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств"

Автор: Дудникова А. Г.

Данный документ издан в развитие нормы, о которой мы рассказывали в ЭВР № 9.

28 июля 2012 года был принят Федеральный закон № 128-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и статью 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации», чем ознаменовалась новая эра в сфере обращения с отходами. Новая для России, поскольку в Европейском союзе данный принцип уже был реализован.

Принцип – ответственность производителя за утилизацию произведенной им продукции, когда она потеряет свои потребительские свойства, то есть, станет отходом.

Сначала этот принцип хотели реализовать в традициях российского экологического законодательства – сделать общую норму для всех производителей и импортеров без исключения. Как, например, все должны разрабатывать проект предельно допустимых выбросов (ПДВ), и в судебной практике даже есть дело, когда природоохранный инспектор оштрафовал офис за то, что те покрасили оконные рамы, не разработав проект ПДВ. Краска пахла, выбрасывала в воздух вредные вещества, соответственно, по мнению инспектора, данный офис имел стационарный источник выброса. А выбросы из стационарного источника допускаются (согласно ФЗ «Об охране атмосферного воздуха») только на основании разрешения, «выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации». Офисные же работники не догадались получить разрешение на покраску окон в виде разработки проекта ПДВ, его согласования и получения разрешения на выброс.

В настоящее время предпринимательское сообщество более сплоченно, научено горьким опытом тех же проектов ПДВ, доучено неожиданно появившейся у всех обязанностью иметь согласованный Порядок осуществления производственного контроля, поэтому, как только предлагаемая норма ФЗ «Об отходах производства и потребления» увидела свет, предприниматели стали на стражу здравого смысла.

Норма прошедшая первое чтение в составе законопроекта № 584399-5, звучала так:

«Статья 24.1. Государственное регулирование использования, обезвреживания, захоронения готовой продукции и товаров (упаковки), утративших свои потребительские свойства

  • Производители (импортеры) готовой продукции и товаров (упаковки), утративших свои потребительские свойства, обязаны обеспечивать их использование, обезвреживание и (или) захоронение в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями, установленными законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

  • Порядок использования, обезвреживания, захоронения готовой продукции и товаров (упаковки), утративших свои потребительские свойства, устанавливается Правительством Российской Федерации.

  • Юридические лица и индивидуальные предприниматели – производители и продавцы тары, пригодной для многоразового использования (продукции в таре, представленной стеклянными, полиэтиленовыми бутылками и банками и пригодной для многоразового использования), обязаны обеспечивать на территории субъекта Российской Федерации, на которой они осуществляют свою хозяйственную деятельность, прием тары, возвращаемой для многоразового использования, и оплату ее залоговой цены в порядке, установленном органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации».

Т.е. почти так, как звучат остальные наши природоохранные нормы – все всё должны. Но здесь уже предприниматели попросили авторов законопроекта рассказать, каким образом данная норма будет реализовываться. Авторы ответили, что те, кто не смогут организовать систему сбора и утилизации собственной продукции самостоятельно, просто будут платить «отступной», или, как они его назвали, «утилизационный сбор». Дальнейшую историю развития событий можно узнать из ЭВР № 8,9, а в этом номере мы приводим информацию о выходе в свет Постановления Правительства Российской Федерации от 30 августа 2012 года № 870 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств», опубликованную в сентябрьском выпуске ЭКОЗАКОНа.

Постановление Правительства Российской Федерации от 30 августа 2012 года № 870 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств»

Данным Постановлением Правительство утвердило требуемые от него ст. 24.1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» нормативно-правовые акты, а именно:

  • Правила взимания, исчисления и уплаты утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств, а также возврата уплаченных сумм этого сбора;

  • Правила условий, при соблюдении которых утилизационный сбор не уплачивается в отношении колесных транспортных средств, которые ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств – членов Таможенного союза и имеют статус товаров Таможенного союза;

  • Правила принятия организациями – изготовителями колесных транспортных средств обязательства обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты указанными транспортными средствами своих потребительских свойств (далее – Правила принятия);

  • Перечень видов и категорий колесных транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора;

  • Перечень видов и категорий колесных транспортных средств, с года выпуска которых прошло 30 и более лет, которые не предназначены для коммерческих перевозок пассажиров и грузов, имеют оригинальный двигатель, кузов и раму (при наличии), сохранены или отреставрированы до оригинального состояния и в отношении которых утилизационный сбор не уплачивается;

  • И зменения, которые вносятся в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации».

Министерству промышленности и торговли Российской Федерации поручено обеспечить ведение реестра организаций – изготовителей колесных транспортных средств, принявших обязательство обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты указанными транспортными средствами своих потребительских свойств (далее – реестр), подавших до 1 октября 2012 года письменные заявки о принятии на себя указанных обязательств (далее – заявки), а также включение организаций – изготовителей колесных транспортных средств в реестр со дня подачи заявок.

Организации – изготовители колесных транспортных средств, подавшие заявки, подлежат исключению из реестра:

  • с 1 ноября 2012 года в случае непредставления до 31 октября 2012 года заявления и документов, предусмотренных пунктами 6 8 Правил принятия;

  • в случае несоответствия данных документов предъявляемым требованиям по основаниям, предусмотренным пунктом 11 Правил принятия.

Постановление вступает в силу с 1 сентября 2012 года. Правила взимания, исчисления и уплаты утилизационного сбора не применяются в отношении транспортных средств, паспорта которых выданы до 1 сентября 2012 года

Правовой EHS консалтинг
Разработка экологической документации
ЭКОЗАКОН
Документ месяца
Тренинги и семинары
 
статистика