- Статьи по теме "Санитарно-защитная зона"
- Статьи по теме "Обращение с отходами"
- Парниковые газы и углеродный след: особенности климатического законодательства
- О новом перечне загрязняющих веществ, подлежащих государственному регулированию
- Отчетность объектов III категории по отходам
- Отчетность объектов III категории по выбросам
- Устанавливайте СЗЗ своевременно!
- Практика и перспективы обращения с отходами I и II классов опасности
- Санитарно-защитные зоны: оригинальная судебная практика
- Объяснение через демонстрацию абсурда
- Судебная практика в отношении вскрышных пород
- РОП 2022: судебная практика
- От старого законодательства к новому: что говорят суды
- Как провести общественные обсуждения в рамках ОВОС
- Внедрение системы экологического менеджмента
- Неоднозначность и безграничность: попытка сделать воздухоохранное законодательство исполнимым снова не удалась
- С точки зрения эколога: что поменялось в санитарных правилах?
- Правовые нюансы использования отработанного масла в производстве
- "Регуляторная гильотина": обзор перечня неактуальных НПА
- Плата за НВОС для объектов III категории. Что говорят законодатель и правоприменитель?
- Алексей Владимирович Яблоков
- Снег, отход или не отход?
- Обзор судебной практики по возмещению вреда водным объектам
- Экологический контроль-четыреста сравнительно честных способов отъема денег
- Надо ли судиться с госорганами?
- Иск к предприятию: судебная практика
- Правовой EHS консалтинг, или иностранцы в России
- Незнание закона не освобождает от ответственности
- От старого законодательства к новому: что говорят суды 2
Полномочия субъектов Российской Федерации в отношении водных объектов
В.В. Бутылин ООО «ЭКОТИМ»
Основные полномочия, которые затрагивают промышленные предприятия в наибольшей степени, – это полномочия по предоставлению водного объекта в пользование и полномочия по контролю и надзору за соблюдением водного законодательства.
Вопросы владения, пользования и распоряжения землёй, недрами, водными и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов (ст. 72 Конституции РФ). На практике совместное ведение означает, что Российская Федерация устанавливает правила и рамки, в которых может осуществлять свою деятельность по предмету совместного ведения субъект Федерации. Если эти рамки не установлены или по каким-то вопросам нет ответов в федеральном законодательстве, то субъект вправе дать ответ собственным нормотворчеством. Нормы субъекта Федерации будут действующими до тех пор, пока Федерация не примет свою норму, регулирующую то же самое правоотношение иным способом.
Водное законодательство кодифицировано. Это значит, что нормы, регулирующие водные правоотношения, должны быть собраны в одном федеральном законе. Этот закон – Водный кодекс РФ. Именно этот документ устанавливает полный перечень полномочий субъектов Российской Федерации в отношении водных объектов. Под водными объектами в данном случае понимаются только поверхностные водные объекты, подземные воды относятся к недропользованию.
Полномочия субъектов Российской Федерации определены ст. 25 Водного кодекса РФ:
1. Владение, пользование, распоряжение водными объектами, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации. В собственности субъекта Федерации может быть только пруд или обводнённый карьер, которые расположены в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Федерации, если иное не установлено федеральными законами (п. 2 ст. 8 Водного кодекса РФ). Иные федеральные законы говорят о собственности на земельные участки и не вступают в противоречие с данной нормой. Субъект Федерации реализует полномочия собственника водного объекта в отношении указанной категории водных объектов в пределах, установленных водным законодательством для любого собственника водного объекта.
2. Установление ставок платы за пользование водными объектами, находящимися в собственности субъектов Федерации, порядка расчёта и взимания такой платы.
3. Участие в деятельности бассейновых советов. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.11.2006 № 727 «О порядке создания и деятельности бассейновых советов» представитель субъекта Федерации в бассейновом совете может участвовать в разработке рекомендаций по таким аспектам, как:
- порядок установления и определения целевых показателей качества воды в водных объектах;
- формирование перечня водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов;
- определение лимитов забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и лимитов сброса сточных вод, соответствующих нормативам качества, в границах речных бассейнов и подбассейнов с учётом различных условий водности;
- определение квот забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и сброса сточных вод, соответствующих нормативам качества, в границах речных бассейнов и подбассейнов в отношении своего субъекта;
- обеспечение безопасной эксплуатации водохозяйственных систем;
- определение основных целевых показателей уменьшения негативных последствий наводнений и других видов негативного воздействия вод, а также формирование перечня мероприятий, направленных на достижение этих показателей;
- финансирование намеченных мероприятий за счёт различных источников и формирование механизмов привлечения внебюджетных средств для осуществления водохозяйственных мероприятий;
- осуществление иных мероприятий, направленных на рациональное использование и охрану водных объектов.
4. Разработка, утверждение и реализация программ субъектов Федерации по использованию и охране водных объектов или их частей, расположенных на территориях субъектов Федерации.
5. Резервирование источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Данные полномочия осуществляются в соответствии с постановлением Правительства РФ от 20.11.2006 № 703 (в ред. от 04.03.2009) «Об утверждении Правил резервирования источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения».
6. Осуществление регионального государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов, за исключением водных объектов, подлежащих федеральному государственному контролю и надзору.
7. Утверждение правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах.
8. Утверждение правил охраны жизни людей на водных объектах.
9. Участие в организации и осуществлении государственного мониторинга водных объектов.
10. Осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в собственности субъекта Федерации.
11. Осуществление мер по охране водных объектов, находящихся в собственности субъектов Федерации.
12. Утверждение перечней объектов, подлежащих региональному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов. Осуществляется на основании постановления Правительства РФ от 04.11.2006 № 640 (в ред. от 22.04.2009) «О критериях отнесения объектов к объектам, подлежащим федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов и региональному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов».
13. Установление перечня должностных лиц, осуществляющих региональный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов.
В соответствии со ст. 26 Водного кодекса РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Федерации следующие полномочия:
1. Предоставление водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории субъектов Федерации, в пользование на основании договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование за исключением предоставления водного объекта, находящегося в федеральной собственности, в пользование для обеспечения обороны страны и безопасности государства, и водоёмов (70 водохранилищ, Онежское озеро и Байкал), которые используются для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Федерации. Перечень таких водоёмов утверждён распоряжением Правительства РФ от 31.12.2008 № 2054-р «Об утверждении перечня водоёмов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации».
2. Осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Федерации.
3. Осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории субъекта Федерации.
Уполномоченный орган субъекта Федерации вправе принимать нормативные правовые акты по вопросам переданных полномочий, в том числе административные регламенты предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в сфере переданных полномочий, а также издавать обязательные для исполнения методические указания и инструктивные материалы по осуществлению переданных полномочий органами исполнительной власти субъектов Федерации.
Передаваемые полномочия обеспечиваются финансированием из федерального бюджета, предоставляемого бюджетам субъектов Федерации в виде субвенций.
Таким образом, полномочия субъектов Федерации в сфере водных правоотношений, затрагивающие интересы промышленных предприятий, в целом сводятся к выполнению функций стороны, которая представляет орган власти при заключении договора водопользования или предоставлении решения о водопользовании в отношении обозначенных выше водных объектов, а также к установлению ставок платы за пользование водными объектами, находящимися в собственности субъектов Федерации, и к исполнению контрольно-надзорных функций в отношении водных объектов, определённых перечнем объектов, подлежащих региональному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов.
Кроме того, у субъекта Федерации есть полномочия «рекомендовать», которые реализуются через участие представителей субъектов Федерации в бассейновых и иных советах, рабочих группах, правительственных и экспертных комиссиях и подобных образованиях и через подготовку экспертных заключений на проекты правовых актов, целевых программ и иных документов и проектов деятельности, способной оказать воздействие на водный объект. В частности, субъект Федерации обладает полномочиями по организации и проведению государственной и государственной экологической экспертиз регионального уровня, что тоже можно рассматривать как косвенные полномочия субъекта Федерации в сфере водных отношений.
Субъект Федерации участвует в формировании водных правоотношений посредством создания правовых норм в рамках обрисованных выше полномочий, а также, реализуя свое право законодательной инициативы. Субъект Федерации вправе направлять разработанные им проекты федеральных законов в Государственную Думу Федерального Собрания РФ, где проекты подлежат обязательному рассмотрению в порядке, установленном законодательством для законопроектной деятельности.
Статья опубликована:
"Экология производства" № 4 апрель 2011 года.
- 26-27 марта 2025 года Алла Дудникова выступит в качестве лектора на семинаре "Экспертиза проектной документации: новые требования, актуальные вопросы"
- С 7 октября по 16 декабря 2024 года Алла Дудникова выступает в качестве лектора по программе «Экологическая безопасность предприятия и оценка воздействия на окружающую среду»
- Алла Дудникова выступает лектором в рамках обучения по программе "Специалист по юридическому сопровождению сделок с недвижимостью" НИУ ВШЭ
- В журнале "Справочник эколога" № 8, 2024 г. опубликована статья "Парниковые газы и углеродный след: особенности климатического законодательства"
- 16.05.2024 Надежда Бирюкова выступила с докладом на XXXIV Экологическом форуме
- 13.05.2024 Надежда Бирюкова приняла участие в онлайн-конференции по расчёту ущербов в Клубе ЭкоПрофи
- В журнале "Справочник эколога" № 4, 2024 г. опубликована статья "Какие изменения внесены в законодательство об экологической экспертизе?"
- 25.04.2024 Надежда Бирюкова прочитала лекцию на тему "Паспортизация и нормирование отходов" в очном курсе ИПК "Интеграл"
- 16-17 апреля 2024 года состоялся XXV Всероссийский конгресс "Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности: государственное регулирование"
- 16 апреля 2024 года прошел семинар ООО "ЦИР "Деловое образование.ру", на котором в качестве лектора выступила Алла Дудникова
- 12.04.2024 Надежда Бирюкова выступила на онлайн-практикуме АНО «Консультационный центр «Кодекс» "Практика обращения с отходами производства: новые требования к предприятиям в 2024 году"
- В журнале "Справочник эколога" № 3, 2024 г. опубликована статья "РОП: НПА, устанавливающие, как играть по новым правилам"
- С 25 по 28 марта 2024 года на базе "Экомотоклуба" прошел парусный лагерь
- 20.03.2024 Надежда Бирюкова выступила на онлайн-конференции по промышленной экологии и охране труда с темой "На что обратить внимание при сдаче отчётности по РОП за 2023 год"
- 11.03.2024 Алла Дудникова выступила в качестве лектора по программе «Основы экологической безопасности и предупреждения профессиональных рисков»
- В журнале "Экоспоры" № 1, 2024 г. опубликована статья "О новом перечне загрязняющих веществ, подлежащих государственному регулированию"
- Внимание конкурс!
- 28.02.2024 Алла Дудникова выступила на XI Годовом собрании теоретиков права
- 20.02.2024 Надежда Бирюкова выступила на Онлайн-практикуме АНО "Парадигма" с темой "Особенности природоохранной отчетной документации и некоторые нюансы деятельности объектов ОНВ III категории"
- 05.02.2024 Алла Дудникова выступила в качестве лектора по программе «Основы экологической безопасности и предупреждения профессиональных рисков»
- 19.02.2024 Алла Дудникова выступила в качестве лектора по программе «Основы экологической безопасности и предупреждения профессиональных рисков»
- Все новости