- Статьи по теме "Санитарно-защитная зона"
- Статьи по теме "Обращение с отходами"
- "С кем экоспорить?"
- О новом перечне загрязняющих веществ, подлежащих государственному регулированию
- Парниковые газы и углеродный след: особенности климатического законодательства
- Сложности при определении и использовании фоновых концентраций в расчетах рассеивания загрязняющих веществ
- Отчетность объектов III категории по отходам
- Отчетность объектов III категории по выбросам
- Устанавливайте СЗЗ своевременно!
- Практика и перспективы обращения с отходами I и II классов опасности
- Санитарно-защитные зоны: оригинальная судебная практика
- Объяснение через демонстрацию абсурда
- Судебная практика в отношении вскрышных пород
- От старого законодательства к новому: что говорят суды
- Как провести общественные обсуждения в рамках ОВОС
- Внедрение системы экологического менеджмента
- Неоднозначность и безграничность: попытка сделать воздухоохранное законодательство исполнимым снова не удалась
- С точки зрения эколога: что поменялось в санитарных правилах?
- Правовые нюансы использования отработанного масла в производстве
- Плата за НВОС для объектов III категории. Что говорят законодатель и правоприменитель?
- Снег, отход или не отход?
- Обзор судебной практики по возмещению вреда водным объектам
- Экологический контроль-четыреста сравнительно честных способов отъема денег
- Надо ли судиться с госорганами?
- Иск к предприятию: судебная практика
- Правовой EHS консалтинг, или иностранцы в России
- Незнание закона не освобождает от ответственности
Ответы на вопросы
Вопрос:
Согласно п.2.10. СанПиН 2.2.1/2.2.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий и иных объектов» для действующих предприятий проект организации санитарно-защитной зоны должен быть обязательным документом. В п.2.16. сказано, что для групп промышленных предприятий или промышленного узла устанавливается единая санитарно-защитная зона Наше предприятие находится в составе промышленного узла, ближайшие дома в 4-х километрах, санитарно-защитные зоны предприятий пересекаются. Кто, какой орган власти и управления или контроля и надзора должен решить, какие группы предприятий объединить для разработки проекта СЗЗ, разрабатывать ли общий проект СЗЗ для всего промузла? Спрашиваю это потому, что Прокуратура при проверках исполнения природоохранного законодательства требует обязательной разработки проекта СЗЗ на основании п.2.10., но разработка ТАКОГО проекта – это отписка и напрасно выброшенные деньги, это не рабочий документ. Как думаете Вы, может где-то эта проблема решена или в ообще не существует?
Ответ:
СанПиН 2.2.1/2.2.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий и иных объектов» содержит много бланкетных норм, до сих пор не нашедших подкрепления в действующем законодательстве. По каждой такой норме можно написать целую статью, что и делается, в том числе на страницах журнала "Экология и производство". Одна из таких норм: "2.16. Для групп промышленных предприятий или промышленного узла устанавливается единая санитарно-защитная зона с учетом суммарных выбросов и физического воздействия всех источников, а также результатов годичного цикла натурных наблюдений для действующих предприятий."
Вопрос установления СЗЗ для группы предприятий в СанПиНе решен одним безличным предложением. Соответственно, предъявить требование об исполнении данной нормы некому – не указано, кто именно и каким образом должен устанавливать СЗЗ для групп предприятий. По мнению органов Роспотребнадзора – это должны делать сами предприятия. Однако, такое мнение ущербно, поскольку ставит один независимый хозяйствующий субъект в зависимость от воли другого независимого хозяйствующего субъекта, что неправомерно. Возложить же эту обязанность на органы государственной власти или местного самоуправления также проблематично, поскольку обсуждаемая норма прямо не возлагает такую обязанность на указанные органы.
Мне понравилось, как данную проблему решил суд (дело N А33-10515/05-Ф02-5286/05-С1 от 31 октября 2005 г.) "Довод Управления Федеральной службы по надзору о необходимости наличия у заявителя санитарно-защитной зоны судом не принимается, поскольку заявитель должен иметь совместно с рядом расположенными промышленными предприятиями единую санитарно-защитную зону. Следовательно, требования указанных ответчиком положений СанПиН 2.2.1/2.1.1.1.200-03 в части, относящейся к организации санитарно-защитной зоны одного предприятия, на заявителя не распространяются, поскольку подлежит применению п. 2.16 указанных Правил.
Суд также обоснованно посчитал, что наличие вины заявителя в нарушении пункта 2.16 указанных Правил ответчиком не доказано, поскольку наличие возможности исполнения заявителем в одностороннем порядке требований об организации единой санитарно-защитной зоны, что требует принятия мер, не зависящих только от заявителя, административным органом не обосновано.". Хотелось бы, чтобы все судьи придерживались данной позиции, поскольку это заставит Роспотребнадзор принять шаги в развитие обсуждаемой нормы.
Пока же мы своим клиентам рекомендуем направлять соседним предприятиям письма с уведомлением о вручении, в которых предлагать совместную разработку проекта организации СЗЗ. Таким образом предприятие-заказчик демонстрирует, что предприняло все возможные меры по соблюдению действующего законодательства, и его вина в отсутствии установления общей СЗЗ отсутствует.
Вопрос необходимости разработки в этом случае отдельного проекта организации СЗЗ также является дискуссионным. Расчеты в проекте организации СЗЗ все равно должны быть проведены с учетом фона и, таким образом вклад соседних предприятий будет учтен, даже если разрабатывать данный проект в одиночку. В отношении конкретного предприятия, на котором работает Людмила Юрьевна, можно предположить, что при соблюдении определенных условий доказуемо отсутствие необходимости разработки проекта организации СЗЗ. Однако здесь уже необходимо анализировать документы предприятия, поскольку для конкретных предприятий "где-то эта проблема решена или вообще не существует".
Материал опубликован:
"Экология производства" № 3 март 2008 года.
- 4 сентября 2025 года Надежда Бирюкова выступила на онлайн-экозавтраке Российского экологического общества
- В журнале "ЭкоСпоры" № 4, 2025 г. опубликована статья "С кем экоспорить?"
- 16 июля 2025 года Надежда Бирюкова выступила в курсе видео-лекций ИПК "Интеграл"
- В журнале "Справочник эколога" № 6, 2025 г. опубликована статья "Плата за негативное воздействие: обзор судебной практики за I квартал 2025 года"
- 3 июля 2025 года Надежда Бирюкова выступила на онлайн-экозавтраке Российского экологического общества
- 6 июня 2025 года Надежда Бирюкова приняла участие в качестве докладчика на Круглом столе «Проблемы и решения в области обращения с отходами»
- В журнале "Справочник эколога" № 5, 2025 г. опубликована статья "Почему приостановление действия лицензии по основанию отсутствия ГЭЭ не является правильным и полезным"
- 22 мая 2025 года Надежда Бирюкова выступила с докладом на XXXVI Экологическом форуме
- Алла Дудникова 17 апреля 2025 года приняла участие в выездном заседании НТС РПН в Архангельске
- 09.04.2025 Михаил Дивович и Алла Дудникова выступили на XXVII Всероссийском конгрессе "Государственное регулирование охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности"
- 08.04.2025 Надежда Бирюкова выступила на вебинаре Консорциум "Кодекс"
- 28 марта Алла Дудникова провела вебинар для руководителей и специалистов железнодорожной отрасли
- 26.03.2025 Надежда Бирюкова приняла участие в VIII специализированной конференции по обращению с органическим отходами
- В журнале "Справочник эколога" № 2 и 3, 2025 г. опубликована статья "Плата за негативное воздействие: срез судебной практики за 2024 год"
- 14.02.2025 Надежда Бирюкова приняла участие в онлайн-конференции по обращению с отходами Консультационного центра "Кодекс"
- Все новости