Все публикации

 

О развитии природоохранного законодательства

В качестве основы государственной политики заявлено:

  • усиление ответственности за правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, а так же обеспечение неизбежности наказания за экологические преступления и иные нарушения (с принятием каждого нового нормативного документа происходит усиление ответственности, т.е. данная правовая норма уже исполняется и на постоянной основе);
  • формирование новой системы нормирования воздействия на окружающую среду, предусматривающей установление оптимального соотношения мер государственного регулирования при осуществлении хозяйственной и иной деятельности и позволяющей снизить негативные воздействия до уровней, соответствующих наилучшим экологически безопасным мировым технологиям, а также введения методов экономического стимулирования хозяйствующих субъектов, осуществляющих мероприятия по снижению негативного воздействия и применяющих наилучшие технологии. (Законопроект N 584587-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования нормирования в области охраны окружающей среды и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий" прошел первое чтение в Госдуме);
  • поэтапное исключение практики установления временных сверхнормативных выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду;
  • снижение удельных показателей выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, образования отходов по видам экономической деятельности до уровня, соответствующего аналогичным показателям, достигнутым в экономически развитых странах (относительно выбросов и сбросов – наши ПДК часто – самые строгие в мире, в отношении отходов мы значительно отстаем);
  • в отношении экологически опасных объектов предусматривается обязательное проведение государственной экологической экспертизы.
  • совершенствование процедуры и методологии оценки воздействия на окружающую среду и ее учет при принятии решений на всех уровнях, в том числе гармонизация процедуры проведения такой оценки в соответствии с международными договорами Российской Федерации и создание нормативно-правовой базы для стратегической экологической оценки;
  • развитие правовых, экономических, организационных и методических механизмов возмещения вреда, причиненного окружающей среде (разрабатываются и принимаются соответствующие методики оценки размера вреда, причиняемого окружающей среде, а также указующие документы Росприроднадзора, обязывающие служащих подавать иски в суд о возмещении вреда природной среде, есть прецеденты взысканий в размере нескольких миллионов);
  • поэтапное введение запрета на захоронение отходов, не прошедших сортировку, механическую и химическую обработку, а также отходов, которые могут быть использованы в качестве вторичного сырья (металлолом, бумага, стеклянная и пластиковая тара, автомобильные шины и аккумуляторы и другие). (Законопроект № 584399-5 «О внесении изменений в ФЗ «Об отходах производства и потребления» и другие законодательные акты РФ в части экономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами» прошел первое чтение в Госдуме);
  • установление ответственности производителей, за экологически безопасное удаление произведенной ими продукции, представленной готовыми изделиями, утратившими свои потребительские свойства, а также связанной с ними упаковки. (Законопроект № 584399-5 «О внесении изменений в ФЗ «Об отходах производства и потребления» и другие законодательные акты РФ в части экономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами»; Федеральным законом от 28.07.2012 № 128-ФЗ введен утилизационный сбор в отношении колесных транспортных средств).
  • замена практики взимания платы за сверхлимитное загрязнение окружающей среды на практику возмещения вреда, причиненного окружающей среде. Обращаем внимание, что развитие системы возмещения вреда вместо сверхлимитных платежей чревато миллионными суммами (такова стоимость нанесения вреда окружающей среде). В настоящее время подобные иски редки, но если госорганы получат специальную установку на предъявление исков о возмещении вреда, какую они сейчас имеют в отношении привлечения к административной ответственности, то нарушение экологического законодательства станет разорительным для предприятий);
  • стимулирование предприятий, осуществляющих программы экологической модернизации производства и экологической реабилитации соответствующих территорий, а также обеспечение широкого применения государственно-частного партнерства при государственном финансировании (софинансировании) мероприятий по оздоровлению экологически неблагополучных территорий, ликвидации экологического ущерба, связанного с прошлой экономической и иной деятельностью;
  • поэтапное внедрение системы декларирования соблюдения экологических требований и проведения экологического аудита;
  • повышение экологической и социальной ответственности бизнеса.

Грядущий 2013 год будет оправдывать свою цифру для экологов предприятий – на них хлынет поток разнородных правовых актов, требующих немедленного реагирования и переустройства деятельности.

Поскольку помимо уже вышедшего Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», вступление в силу которого хотя и отсрочили на год (теперь он ожидается к вступлению в силу с 1 января 2014 года), в 2013-м году ожидается Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и другие законодательные акты РФ в части экономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами» и Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования нормирования в области охраны окружающей среды и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий". А вдруг еще и давно обещанные федеральные законы «О платежах за негативное воздействие на окружающую среду», «Об экологическом аудите» выйдут. Они же тоже зафиксированы в основах государственной политики. И не только они.

Все эти законы сделаны в традициях современного трехступенчатого нормотворчества: Рамочный закон, положения которого подкрепляются отсылочными к постановлениям Правительства РФ нормами, во исполнение которых Правительство принимает постановления, отсылающие, в свою очередь, к приказам соответствующих министерств и ведомств.

Так что получим мы в 13-м году не только новые или хорошо измененные старые законы, но и сопровождающий их пакет постановлений Правительства и приказов министерств и ведомств. Только успевай реагировать. Бизнес-сообщество должно активно включиться в процесс нормотворчества не только на стадии работы над законопроектом, но и на не менее важной стадии создания ведомственного приказа. Возможности государством для этого предоставлены. Теперь дело за их эффективным использованием. Как? Давайте поговорим об этом на страницах журнала «Справочник эколога».

Статья опубликована:

"Справочник эколога" № 1 январь 2013 года

Правовой EHS консалтинг
Разработка экологической документации
ЭКОЗАКОН
Документ месяца
Тренинги и семинары
 
статистика