Все публикации

 

Обращение с радиоактивными отходами

Пока семь разных рабочих групп работают над законопроектом № 584399-5 «О внесении изменений в ФЗ «Об отходах производства и потребления и другие законодательные акты Российской Федерации в части экономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами», о котором мы периодически упоминаем в ЭВР (№ 8,9 за 2012 год), неутомимо споря на счет утилизационного сбора и национального оператора в области обращения с отходами производства и потребления, в сфере радиоактивных отходов данный вопрос уже решен. 19 ноября Правительство приняло одновременно пять постановлений, направленных на регулирование отношений в сфере радиационной безопасности и радиоактивных отходов, в числе которых есть норма о сборе (правда за захоронение, а не за утилизацию) радиоактивных отходов. Национальный оператор был введен еще 11 июля 2011 года ФЗ "Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а конкретная организация определена распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 марта 2012 г. N 384-р (ФГУП "Национальный оператор по обращению с радиоактивными отходами").

Вниманию читателей ЭВР предлагается извлечение из специального выпуска ЭКОЗАКОНа, посвященного вопросам обращения с радиоактивными отходами.

Постановление Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2012 года № 1188 "О порядке осуществления государственного учета и контроля радиоактивных отходов, в том числе регистрации радиоактивных отходов и пунктов хранения радиоактивных отходов, органом государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами" (вместе с "Правилами осуществления государственного учета и контроля радиоактивных отходов, в том числе регистрации радиоактивных отходов и пунктов хранения радиоактивных отходов, органом государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами")

Утверждены Правила осуществления государственного учета и контроля радиоактивных отходов, в том числе регистрации радиоактивных отходов и пунктов хранения радиоактивных отходов, органом государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами (Госкорпорацией «Росатом»).

Госкорпорации "Росатом" в 6-месячный срок поручено представить предложения о функционировании системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, в том числе о порядке формирования предложений по отнесению пунктов хранения радиоактивных отходов к пунктам захоронения радиоактивных отходов, пунктам долговременного хранения радиоактивных отходов, пунктам размещения особых радиоактивных отходов и пунктам консервации особых радиоактивных отходов.

Объектами государственного учета и контроля радиоактивных отходов являются:

  • радиоактивные отходы;
  • пункты хранения радиоактивных отходов, в том числе пункты захоронения радиоактивных отходов, а также радиационно загрязненные участки территорий, находящиеся на промышленных площадках организаций, осуществляющих обращение с радиоактивными отходами, в санитарно-защитных зонах и зонах наблюдения указанных организаций.

Государственный учет и контроль радиоактивных отходов предназначен для:

  • определения количества объектов государственного учета и контроля радиоактивных отходов в местах их нахождения;
  • своевременного выявления и предотвращения потерь, несанкционированного использования и хищений объектов государственного учета и контроля радиоактивных отходов;
  • ведения реестра радиоактивных отходов и кадастра пунктов хранения радиоактивных отходов;
  • предоставления в установленном порядке информации об объектах государственного учета и контроля радиоактивных отходов по запросам федеральных органов исполнительной власти, органов государственного управления использованием атомной энергии, органов государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
  • соблюдения необходимых условий для применения гарантий Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) с учетом рекомендаций Кодекса поведения по обеспечению безопасности и сохранности радиационных источников, а также для обмена информацией в рамках межправительственных соглашений.

Государственный учет и контроль радиоактивных отходов включает в себя:

  • сбор, регистрацию информации о количестве, качественном составе и о перемещении объектов государственного учета и контроля радиоактивных отходов;
  • регистрацию радиоактивных отходов;
  • регистрацию пунктов хранения радиоактивных отходов;
  • ведение реестра радиоактивных отходов;
  • ведение кадастра пунктов хранения радиоактивных отходов;
  • оформление паспорта радиоактивных отходов;
  • анализ информации об объектах государственного учета и контроля радиоактивных отходов.

Паспорта радиоактивных отходов подлежат бессрочному хранению в соответствии с законодательством об архивном деле в Российской Федерации.

Определены задачи Росатома и Ростехнадзора, а также информационно-аналитического центра и национального оператора по обращению с радиоактивными отходами.

Организации независимо от формы собственности и организационно-правовой формы, осуществляющие деятельность по обороту объектов государственного учета и контроля радиоактивных отходов:

  • осуществляют учет и контроль объектов государственного учета и контроля радиоактивных отходов в соответствии с требованиями федеральных норм и правил в области использования атомной энергии;
  • обеспечивают сохранность радиоактивных отходов;
  • представляют заполненные формы отчетных документов в области государственного учета и контроля радиоактивных отходов, в том числе в электронном виде, в информационно-аналитический центр в порядке, установленном Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", и с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне;
  • передают национальному оператору по обращению с радиоактивными отходами в составе сопроводительной документации при передаче на захоронение радиоактивных отходов заполненные в установленном порядке паспорта радиоактивных отходов;
  • направляют в Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом" предложения по отнесению находящихся в их собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении пунктов хранения радиоактивных отходов к пунктам захоронения радиоактивных отходов, пунктам долговременного хранения радиоактивных отходов, пунктам размещения особых радиоактивных отходов и пунктам консервации особых радиоактивных отходов.

Постановление Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2012 года № 1189 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"

Правила отчисления организациями, эксплуатирующими особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты (кроме атомных станций), средств для формирования резервов, предназначенных для обеспечения безопасности указанных производств и объектов на всех стадиях их жизненного цикла и развития, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2005 года № 576 не распространяются на национального оператора по обращению с радиоактивными отходами.

Добавилось отчисление средств на формирование резерва, предназначенного для финансирования расходов на захоронение радиоактивных отходов. Норматив отчислений устанавливается теми же органами управления использованием атомной энергии, как и в случае остальных отчислений, установленных данным документом. Предел не более 1,5 процента от выручки, полученной организациями от реализации товаров (работ, услуг) в области использования атомной энергии.

Данный резерв не включается в Перечни работ (услуг), финансируемые за счет средств резервов, которые утверждаются органами управления использованием атомной энергии. Вместо этого данные органы утверждают прогноз объемов радиоактивных отходов, передаваемых организациями национальному оператору по обращению с радиоактивными отходами для захоронения, финансируемого за счет средств данного резерва.

Статья опубликована:

"Экологический вестник России" № 1 январь 2013 года.

Правовой EHS консалтинг
Общественный проект компании ЭКОТИМ
ЭКОЗАКОН
Документ месяца
 
статистика