Все публикации

 

Новогодняя традиция законодателя

В журнале ЭВР № 8, 2012 была опубликована статья «Незнание закона не освобождает от ответственности». Законодатель продолжает насыщать примерами данную статью. Еще одна традиция законодателя, не указанная в той статье – новогодняя. Обычно подобные законы принимаются именно 30 декабря, когда даже СПС «КонсультантПлюс» не отслеживает нововведения. В этом выпуске ЭВР предлагаем познакомиться с традиционно новогодними законами.

С аналитическими комментариями к основным изменениям в экологическом и смежном законодательствах вы можете познакомиться в ежемесячных выпусках «ЭКОЗАКОНа» и на специально посвященном ему сайте www.ecozakon.ru, где также можно подписаться на бесплатную рассылку «Документ месяца».

Федеральный закон от 30 декабря 2012 года № 291-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования тарифов в сфере электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения"

Законодатель не изменил традиции под Новый год принимать большой закон о внесении изменений сразу в десятки законов, по названию которого нельзя предположить, какую неожиданность можно в нем встретить. Так, предпоследним изменяемым законом оказался ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», а последним, ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении". 

Под видом совершенствования регулирования тарифов в ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» были внесены следующие изменения.

В статью 5 «Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения» добавлено полномочие по осуществлению государственного экологического надзора за сбросом сточных вод через централизованную систему водоотведения. У федеральных органов власти данное полномочие отсутствует. Причем далее по тексту закона сохранена формулировка «уполномоченный федеральный орган исполнительной власти». Получается, что все конкретные действия, вплоть до согласования нормативов и лимитов осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, а надзор – орган субъекта федерации. В принципе, наверное, с точки зрения антикоррупционности и качества надзора это правильно. К липовым согласованиям могут возникнуть претензии у надзорных органов, эти согласования не выдававшим.

На год (на 1 января 2014 года) перенесено вступление в силу следующих природоохранных норм ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»:

  • Пункт 4 части 3 статьи 21
    «3. Организация, осуществляющая горячее водоснабжение, вправе прекратить или ограничить горячее водоснабжение … , а организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, вправе прекратить или ограничить водоснабжение и (или) водоотведение, транспортировку воды и (или) сточных вод … в следующих случаях:
    4) отсутствия у абонента локальных очистных сооружений или плана снижения сбросов в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, либо неисполнения абонентом плана снижения сбросов»;
  • Часть 7 статьи 26 «Нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов и лимиты на сбросы для объектов централизованных систем водоотведения устанавливаются с учетом нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов и лимитов на сбросы, установленных в отношении объектов абонентов, подключенных (технологически присоединенных) к таким системам»;
  • Статья 27. Предотвращение негативного воздействия на окружающую среду при отведении сточных вод абонента в централизованные системы водоотведения
    1. В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду для объектов абонентов, категории которых определены Правительством Российской Федерации, устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее - нормативы допустимых сбросов абонентов), а также лимиты на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов.
    2. Лимиты на сбросы устанавливаются при наличии у таких абонентов утвержденного плана снижения сбросов.
    3. Абоненты, указанные в части 1 настоящей статьи, разрабатывают план снижения сбросов и утверждают такой план по согласованию с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный экологический надзор.
    4. Порядок установления для абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, нормативов допустимых сбросов абонентов в водные объекты через централизованные системы водоотведения и лимитов на сбросы утверждается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, водным законодательством и настоящим Федеральным законом.
    5. Нормативы допустимых сбросов абонентов не должны превышать нормативы допустимых сбросов, установленные для объектов централизованных систем водоотведения, за исключением случаев, если проектной документацией очистных сооружений организации, осуществляющей очистку сточных вод, предусмотрено удаление загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов из сточных вод, принимаемых от абонентов.
    6. В целях соблюдения установленных нормативов допустимых сбросов абонентов абоненты обеспечивают очистку сточных вод до их отведения (сброса) в централизованную систему водоотведения с использованием принадлежащих абонентам сооружений и устройств, предназначенных для этих целей (локальные очистные сооружения)
  • Часть 1 статьи 28 «При исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду (сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади) не учитываются объем и масса веществ и микроорганизмов, которые поступили в централизованную систему водоотведения от абонентов и учтены в составе платы абонентов за негативное воздействие на окружающую среду»;
  • Часть 2 статьи 29 «Если принятые в централизованную систему водоотведения от абонента сточные воды не соответствуют нормативам допустимых сбросов абонентов или лимитам на сбросы, такой абонент обязан возместить вред, причиненный окружающей среде. В этом случае организация, осуществляющая водоотведение, не возмещает указанного вреда, причиненного окружающей среде»;
  • Часть 2 статьи 40 «Утверждение инвестиционной программы без утвержденной схемы водоснабжения и водоотведения не допускается».
    В ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" внесены следующие изменения:
  • Законодатель передумал дополнять часть 2 статьи 35 Водного кодекса РФ предложением следующего содержания: "Нормативы допустимого воздействия на водные объекты для организаций, осуществляющих водоотведение, и их абонентов устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом и Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении". Одним бесполезным предложением в Водном кодексе стало меньше. 
  • Также на год (на 1 января 2014 года) перенесен срок вступления в силу изменений, внесенных в ФЗ "Об охране окружающей среды". Поскольку эти нормы говорили о том, что при эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и системы водоотведения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, можно сделать вывод о том, что пока при эксплуатации данных систем природоохранные требования можно не соблюдать. 

В п. 6 части 4 статьи 4 «Полномочия Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования тарифов и надбавок» Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" добавлено полномочие проведения мониторинга показателей технико-экономического состояния объектов, используемых для утилизации, обезвреживания и захоронения ТБО, в том числе показателей физического износа и энергетической эффективности указанных объектов.

Федеральный закон от 30 декабря 2012 года № 318-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Следующий новогодний подарок также в духе современного законотворчества. В 15 законах к словам «подключение» в скобках приплюсованы слова «техническое присоединение», а там, где в скобках уже есть слово «присоединение», это слово заменено на «техническое присоединение».

Статья опубликована:

"Экологический вестник России" № 2 февраль 2013 года.

Правовой EHS консалтинг
Общественный проект компании ЭКОТИМ
ЭКОЗАКОН
Документ месяца
 
статистика