Все публикации

 


           Можно ли разрешить разногласия с региональным оператором?

Н.В. Бирюкова

Региональный оператор Иркутской области прислал нашей организации (вид деятельности — добыча полезных ископаемых) договор и счета, сформированные на основании объемов твердых коммунальных отходов (далее — ТКО) из нашего проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее — ПНООЛР). Однако по факту столько отходов мы не образовываем, и огромная сумма в договоре и счетах не обоснована. Более того, ТКО ни разу не вывозились.

Ранее мы направляли в адрес регионального оператора заявку на заключение договора, в которой в качестве способа коммерческого учета ТКО указали расчет исходя из количества и объема контейнеров, но заявка была проигнорирована.

В ответ на наш комментарий по поводу желания изменить способ учета ТКО региональный оператор направил направил следующие условия:

1) иметь собственную контейнерную площадку с ограниченным доступом, используемую исключительно одним потребителем и соответствующую требованиям СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», а также оборудовать специализированную площадку для складирования крупногабаритных отходов либо установить на контейнерной площадке бункер для накопления таких отходов;

2) обеспечить контейнерную площадку контейнерами для раздельного накопления в соответствии с Постановлением Правительства Иркутской области от 12.12.2016 № 780-пп («бумага» — синего цвета, «пластик» — оранжевого, «стекло» — зеленого, «неутилизируемые отходы» — серого);

3) для определения количества устанавливаемых контейнеров следует исходить из численности населения, пользующегося контейнерами, нормы накопления и срока хранения отходов (не должен превышать 24 ч). Расчетный объем и количество контейнеров должны соответствовать суточной норме накопления ТКО (годовой норматив накопления отходов согласно Приказу Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 28.12.2018 № 138, разделенный на 365);

4) если в результате деятельности предприятия не образуются крупногабаритные отходы, данный факт должен быть подтвержден документально, предоставлением согласованного Росприроднадзором ПНООЛР и паспортов отходов I—IV классов опасности;

5) ТКО должны вывозиться не реже 1 раза в сутки (ежедневно).

При выполнении всех этих пунктов региональный оператор готов заключить с нами договор и вести учет отходов по количеству и объему контейнеров.

Однако из всех пунктов выполнимы только 1 и 4. Вторичной переработки отходов в районе нет, а отходы всегда вывозились по заявке.

Правомерна ли позиция регионального оператора?

Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее — ТКО) относится к числу публичных договоров (см. ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации; далее — ГК РФ).

В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.). Условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пп. 2 и 4 ст. 426 ГК РФ, ничтожны (пп. 4 и 5 ст. 426 ГК РФ).

Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее — Правила N" 1156) и форма типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее — типовой договор) утверждены Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 (в ред. от 15.12.2018).

Извлечение из Правил № 1156

[...]

Региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами [...].

Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации [...] и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.

Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5)-8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8)-8(16) настоящих Правил.

В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктими 8(5)-8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора [...].

8(18). До дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

[...]

Для того чтобы не оплачивать выставленный счет за фактически не оказанные услуги, вам необходимо доказать, что вывоз ТКО региональным оператором не осуществлялся и при этом не по вашей вине (см. ст. 779-781 ГК РФ), т.е. заявку на заключение договора вы подали, все необходимые сведения предоставили, услугу по вывозу просили оказать, но все ваши действия были проигнорированы. В таких случаях лучше вести официальную переписку.

К тому же в соответствии с разделом VI «Порядок фиксации нарушений по договору» типового договора, который по факту считается заключенным между вами и региональным оператором, в случае нарушения региональным оператором обязательств по оказанию услуг по вывозу отходов вы должны были составить акт о нарушении региональным оператором обязательств и, если региональный оператор продолжил бы вас игнорировать, направить данный акт в соответствующий уполномоченный орган исполнительной власти (в вашем случае — Министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области). В дальнейшем составляйте такие акты в соответствии с требованиями, указанными в типовом договоре.

Ваш региональный оператор (ООО «РТ-НЭО Иркутск») на своем сайте (rtneo-irk.ru) предусмотрел возможность решения проблем, связанных с заключением договора, выставляемыми счетами и оказанием услуг по вывозу ТКО, через разделы «Личный кабинет» и «Подать претензию». Попробуйте зарегистрироваться в Личном кабинете и попытайтесь решить проблемы с договором, счетом и вывозом мусора через данный раздел сайта (обязательно фиксируйте все осуществляемые действия с помощью скриншотов или другими способами, в т.ч. видеосъемкой).

При этом наш региональный оператор на своем сайте отмечает, что на обработку поступающей информации может уйти до 30 дней, хотя coгласно п. 8(8) Правил заявка потребителя и документы, предусмотренный пунктом 8(7) Правил, должны рассматриваться региональным оператором в срок не более 15 рабочих дней со дня их поступления.

Кроме того, на сайте rtneo-irk.ru описаны условия заключения договора с коммерческим учетом ТКО на основании количества и объема контейнеров (условия на сайте совпадают с условиями, указанными в тексте вопроса), а также  порядок выставления счетов, в т.ч. ведение расчета на основании данных проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее ПНООЛР).

В общем, официальная позиция регионального оператора ясна, но не везде соответствует требованиям действующего законодательства.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Выставлять счет на основании данных ПНООЛР нелегитимно, в нормативных правовых актах по обращению с ТКО возможность использования ПНООЛР не указывается. В вашем случае расчет мог быть сделан только исходя из численности сотрудников организации.

Более того, с 01.01.2019 нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются только для объектов I и II категории.

Рассмотрим подробнее требования вашего регионального оператора, которые он предъявляет, чтобы вести коммерческий учет отходов расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО.

УЧЕТ ОТХОДОВ ИСХОДЯ ИЗ КОЛИЧЕСТВА И ОБЪЕМА КОНТЕЙНЕРОВ

Данный способ коммерческого учета ТКО предусмотрен абз. 3 подп. «а» п. 5 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 № 505 (в ред. от 15.09.2018; далее — Правила № 505).

Правила № 505, равно как и Правила № 1156, не предусматривают каких-либо дополнительных условий для применения данного способа ведения коммерческого учета отходов.

Согласно п. 8 Правил № 505 при раздельном накоплении ТКО в целях осуществления расчетов по договорам коммерческий учет ТКО ведется в соответствии с абз. 3 подп. «а» п. 5 данных Правил. Это означает, что если бы у вас был организован раздельный сбор, то коммерческий учет однозначно бы велся только по количеству контейнеров; если раздельный сбор не организован, можно выбрать любой способ коммерческого учета.

Естественно, при этом у вас должны быть:

 - контейнерная площадка, оборудованная в соответствии с требованиями:

-  СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» (далее СанПиН 42-128-4690-88) – для объектов, расположенных в черте населенных мест;

- СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» (далее СанПиН 2.1.7.1322-03) - для всех объектов.

Данная площадка должна быть внесена в реестр мест накопления ТКО согласно Постановлению Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра»;

К СВЕДЕНИЮ

В случае если в схеме обращения с отходами отсутствует информация о местах (площадках) накопления ТКО, региональный оператор направляет информацию о выявленных местах (площадках) в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший схему обращения с отходами, для включения в нее сведений о местах (площадках) накопления ТКО (п. 9 Правил № 1156).

- достаточное количество контейнеров установленного типа.

Расчет достаточного количества контейнеров, действительно, целесообразно проводить на основании нормативов накопления ТКО, установленных Приказом Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 28.12.2018 № 138 (см. пп. 1 и 11 табл. 4 Приложения к Приказу).

ПЕРИОДИЧНОСТЬ ВЫВОЗА ОТХОДОВ

При временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5°С и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при температуре свыше +5°С) не более одних суток (ежедневный вывоз). В каждом населенном пункте периодичность удаления твердых бытовых отходов согласовывается с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы (п. 2.2.1 СанПиН 42-128-4690-88).

Данные требования распространяются на населенные пункты. Периодичность вывоза ТКО с участков добычи полезных ископаемых может быть установлена индивидуально.

В рамках природоохранного законодательства периодичность накопления отходов не может превышать 11 месяцев, в рамках санитарного законодательства периодичность вывоза накопленных отходов с территории предприятия регламентируется установленными лимитами накопления промышленных отходов, которые определены в составе проекта развития промышленного предприятия или в самостоятельном проекте обращения с отходами (п. 3.15 СанПиН 2.1.7.1322 03).

Критерием предельного накопления промышленных отходов на территории промышленной организации служит содержание специфических для данного отхода вредных веществ в воздухе на уровне до 2 м, которое не должно быть выше 30 % от ПДК в воздухе рабочей зоны. Предельное количество отходов при открытом хранении определяется по мере накопления массы отходов в установленном порядке (п. 3.13 СанПиН 2.1.7.1322-03).

Полагаем, в данном случае целесообразно ориентироваться на периодичность вывоза, которая была установлена до заключения договора с региональным оператором. Рекомендуем вам направить официальные запросы в территориальный орган Роспотребнадзора, природоохранный надзорный орган (в зависимости от уровня поднадзорности) и Министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области.

КРУПНОГАБАРИТНЫЕ ОТХОДЫ

Согласно п. 2 Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Иркутской области, утвержденного Поста­новлением Правительства Иркутской области от 12.12.2016 № 780-пп, крупно­габаритные отходы — ТКО (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.), размер которых не позволяет накапливать их в контейнерах.

Даже если у вас будут образовываться крупногабаритные отходы, в первую очередь вы обязаны сопоставить такие отходы с ФККО (см. ст. 14 Федерального закона № 89-ФЗ).

При этом согласно действующему ФККО отходы мебели, сложного оборудования и пр. к ТКО не относятся, поэтому предоставлять региональному оператору сведения о таких отходах (т.е. не относящихся к ТКО) вы не обязаны.

РАЗДЕЛЬНОЕ НАКОПЛЕНИЕ ОТХОДОВ И УСТАНОВКА СООТВЕТСТВУЮЩИХ КОНТЕЙНЕРОВ

Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление) (п. 2 ст. 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ).

При обращении с группами однородных отходов I-V классов опасности должны соблюдаться требования, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды (п. 4 ст. 14 Федерального закона № 89-ФЗ).

В настоящее время указанные требования не установлены. Возможно, данным до­кументом будут предусмотрены требования в том числе и к раздельному сбору отходов.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, запрещается (п.8 ст. 12 Федерального закона № 89-ФЗ). Соблюдение данного требования будут спрашивать в первую очередь с образователей отходов.

Перечень видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, утвержден Распоряжением Правительства РФ от 25.07.2017 № 1589-р. Отходы, входящие в указанный Перечень, необходимо накапливать отдельно от ТКО или других отходов, которые идут на полигон.

Накопление отходов допускается только в местах (на площадках), соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (п. 1 ст. 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ).

Основной документ, регламентирующий накопление отходов хозяйствующими субъектами, — СанПиН 2.1.7.1322-03.

В любом случае раздельно накопленные отходы бумаги, полимерных материалов, металла, стекла и др. являются вашей собственностью. Учитывая, что согласно ФККО такие отходы не относятся к ТКО, вы можете накапливать их как вам удобно, соблюдая требования СанПиН 2.1.7.1322-03, и в дальнейшем передавать на утилизацию соответствующим организациям-переработчикам.

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ В СЛОЖИМШЕЙСЯ СИТУАЦИИ                

Ваша задача — попытаться всеми возможными способами согласовать условия договора с региональным оператором в рамках регламента, предусмотренного Правилами № 1156. При этом вам необходимо фиксировать свои действия, а все случаи неисполнения региональным оператором обязательств по вывозу ТКО оформлять соответствующим образом. Далее региональный оператор либо согласуете вами все вопросы в досудебном порядке, либо обратится в суд.

Если вы сделали все возможное для заключения договора с региональным оператором, чтобы он выполнил свои обязательства, — направили все необходимые сведения, организовали контейнерную площадку и выделили контейнеры под ТКО — но были вынуждены организовать вывоз ТКО самостоятельно или с привлечением транспортировщиков, и у вас есть соответствующие подтверждающие документы, полагаем, вам удастся отстоять свою правоту в суде.

Если же услуга по вывозу ТКО была оказана, а счета не будут оплачены, это является неисполнением потребителем обязательств по оплате договора и региональный оператор вправе потребовать от вас уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки (см. п. 22 типового договора).

Судебная практика

На сегодняшний день уже имеется положительная судебная практика об урегулированию разногласий по заключению договора на оказание услуг по обращению с ТКО в пользу потребителя.

Так, управляющая компания через суд обязала регионального оператора внести правки в типовой договор, а именно: установить учет объема и (или) массы ТКО на основании количества и объема контейнеров для складирования ТКО (см. Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2018 № 14АП-9765/2018 по делу № А44-5980/2018).

Ваш региональный оператор на своем сайте также отмечает, что расчет по средним показателям носит информационный характер и, получив такой счет, и юридическое лицо должно уточнить данные об организации. В случае отказа уточнять данные счета таких юридических лиц будут направлены на принудительное взыскание. Региональный оператор реально оценивает ситуацию и понимает, что в суде ему буде трудно взыскать сумму, указанную в счете, но в любом случае через судебные процедуры будет получена объективная информация, необходимая для начисления платы за оказываемую услугу. При этом потребитель понесет судебные издержки (отметим, что это спорно) и будет лишено скидки по программе лояльности.

Советуем вам все же попытаться решить вопрос через Личный кабинет на сайте pегионального оператора, параллельно продублировав заявку со всеми необходимыми документами официальным письмом. Также желательно направить официальный запрос о правомерности предъявляемых к вам региональным оператором требований (с учетом приведенной выше информации) в Министерство жилищной политики, энергетики транспорта Иркутской области.

                            Опубликовано в журнале "Справочник эколога" № 6, 2019 г.


Правовой EHS консалтинг
Разработка экологической документации
ЭКОЗАКОН
Документ месяца
 
статистика