Все публикации

 

Федеральный закон от 28 июля 2012 года № 128-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и статью 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации"

Прогноз, высказанный в статье «Незнание закона не освобождает от ответственности», опубликованной в Экологическом вестнике России № 8, уже нашел свое подтверждение. Еще одно положение из скандального законопроекта № 584399-5 «О внесении изменений в ФЗ «Об отходах производства и потребления» и другие законодательные акты Российской Федерации в части экономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами» принято отдельным федеральным законом.

Собственно, принята та самая статья 24.1, из-за которой весь спор. Данная статья в законопроекте № 584399-5 предусматривает реализацию принципа ответственности производителя. Смысл этого принципа в том, чтобы возложить на производителя товаров и упаковки ответственность за утилизацию отходов, которыми когда-нибудь станет их товар (упаковка). Данное положение реализовано в развитых странах, но не для всех, а для определенных товаров. В законопроекте № 584399-5 пытались заложить рамочные основы всего для всех. При следующей итерации ввели понятие списка, который будет составлять Правительство Российской Федерации. И пока представители производителей вместе с представителями чиновников пытались о чем-то договориться, обсуждая законопроект № 584399-5, статья 24.1 появилась самостоятельно совсем в другом законе, и в ней идет речь только об одном виде продукции – колесных транспортных средствах.

Данный шаг полагаю оправданным. Пусть наше государство попробует сначала отрегулировать непростую схему реализации принципа ответственности производителя в реальности на одном, наиболее регулируемом товаре, а затем экстраполирует полученный опыт на другие виды товаров.

Статья называется «Утилизационный сбор». Взиматься сбор будет за каждое колесное транспортное средство, ввозимое в Российскую Федерацию или произведенное, изготовленное в Российской Федерации. Исключения предусмотрены для следующих колесных транспортных средств:

  • ввоз которых в Российскую Федерацию осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами;

  • которые ввозятся в Российскую Федерацию и принадлежат дипломатическим представительствам или консульским учреждениям, международным организациям, пользующимся привилегиями и иммунитетами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также сотрудникам таких представительств, учреждений, организаций и членам их семей;

  • с года выпуска которых прошло тридцать и более лет, которые не предназначены для коммерческих перевозок пассажиров и грузов, имеют оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму, сохранены или отреставрированы до оригинального состояния, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации;

  • которые произведены, изготовлены организациями, принявшими на себя (в порядке и на условиях, которые определены Правительством Российской Федерации) обязательство обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты указанными транспортными средствами своих потребительских свойств;

  • которые ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств членов Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и имеют статус товаров Таможенного союза. Утилизационный сбор в отношении транспортных средств, предусмотренных настоящим абзацем, не уплачивается при соблюдении условий, определенных Правительством Российской Федерации;

  • которые указаны в части 1 статьи 12.2 Федерального закона от 10 января 2006 года N 16-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и помещены под таможенную процедуру свободной таможенной зоны до 1 апреля 2016 года.

Также исключение предусмотрено для продукции, произведенной организациями, принявшими на себя (в порядке и на условиях, которые определит Правительство Российской Федерации) обязательство обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты указанными транспортными средствами своих потребительских свойств.

Проще говоря, производителям (импортерам) дан выбор – либо платить утилизационный сбор в бюджет, в этом случае утилизация данных товаров, когда они станут отходами, будет осуществляться государством за счет бюджетных средств, либо не платить сбор и самим организовывать утилизацию своей продукции, после того, как покупатель решит ее выбросить.

Для реализации этого положения предусмотрены следующие финансовые гарантии:

  • Затраты организаций и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты транспортными средствами, в отношении которых уплачен утилизационный сбор, своих потребительских свойств, компенсируются за счет средств федерального бюджета в размерах и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Требования, предъявляемые к данным организациям и индивидуальным предпринимателям, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

  • Не допускается взимание платы с собственников (владельцев) транспортных средств, в отношении которых уплачен утилизационный сбор или принято обязательство, в связи с передачей отходов, образовавшихся в результате утраты такими транспортными средствами своих потребительских свойств, организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по обращению с отходами, или организациям, принявшим на себя обязательство, либо представителям данных организаций.

Виды и категории колесных транспортных средств, попадающих под данное требование, а также размер и порядок взимания сбора будут определены Правительством Российской Федерации.

Причем государство не берет на себя ответственность заставить платить данный сбор производителей (импортеров), а перекладывает данную ответственность на покупателя. Покупатель обязан уплатить сбор, если он приобрел транспортное средство на территории Российской Федерации у лиц, не только освобожденных от данного сбора, но и у лиц, незаконно не заплативших утилизационный сбор.

Статья опубликована:

"Экологический вестник России" № 9 сентябрь 2012 года.

Правовой EHS консалтинг
Разработка экологической документации
ЭКОЗАКОН
Документ месяца
Тренинги и семинары
 
статистика