Все публикации

 
Новая жизнь старого закона

А.Г. Дудникова

(Продолжение)

Закон дополнен отдельной главой V «Регулирование деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами». Глава вступает в силу с 1 января 2016 г.
Хотя название журнала, в котором вы читаете эту статью, «ТБО», но мы с вами уже понимаем, что «ТКО» – правопреемник «ТБО». Попробуем разобраться, что теперь будет с бывшими ТБО, ставшими ТКО.

Главный же принципиальный момент заключается в том, что теперь это компетенция не органов местного самоуправления, а субъекта Федерации.

Одна из причин неэффективности обращения с отходами в нашей стране, полагаем, в том, что ответственность за сбор, утилизацию и размещение отходов была возложена на органы местного самоуправления. Предоставив органам местного самоуправления данные полномочия, законодатель не обеспечил их необходимыми ресурсами. Устройство бюджетной системы РФ не позволяло обеспечить бюджет муниципального образования таким образом, чтобы у него были ресурсы на организацию системы обращения с ТБО. Соответственно, большинство муниципалитетов добровольно за собственные средства несанкционированные свалки не ликвидировали, полигоны не строили.

Попытались заставить их делать это. Глав администраций пытались штрафовать и даже дисквалифицировать за несанкционированные свалки. Карательные меры, конечно, помогли ряду глав администраций напрячься и решить какие–то отдельные проблемы с помощью лояльных бизнесменов, но в целом проблему с места не сдвинули, т. к. карательные меры средств в бюджет не приносят, а обязывать бизнесменов решать вопросы муниципалитета, мягко говоря, некорректно, а строго говоря – противозаконно. В настоящее время судебная практика показывает, что суды встают на сторону бизнеса в споре, кто должен убирать у забора предприятия с внешней стороны. А уж обязать бизнес скинуться на полигон – точно можно только «договорившись».

В конце концов Верховный суд постановил, что полномочия местного самоуправления по организации сбора и вывоза бытовых отходов на территории муниципального образования являются властно-распорядительной функцией муниципальных органов, неисполнение которой не охватывается диспозицией статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (например, Постановление Верховного Суда РФ от 13.11.2014 N 77–АД14–1). Другими словами, местные власти полномочия имеют, но ответственность за то, что ими не воспользовались, не несут. Это же полномочия, а не обязанности.

Теперь решение проблемы перемещено на уровень выше – субъект Федерации признан более обеспеченным субъектом правоотношений в сфере обращения с отходами. Ему переданы полномочия, которыми ранее обладали органы местного самоуправления. Муниципалитеты теперь «участвуют», а не «организуют».

При этом субъекту Федерации не просто скалькировали полномочия органов местного самоуправления, а сообщили обязанности и детально расписали, что именно субъект Федерации должен сделать. Интересно, можно ли будет штрафовать губернатора области за то, за что раньше пытались привлекать к ответственности глав сельских поселений?

Итак, кто и что теперь должен в сфере ТБО, превратившихся в ТКО.

Правительство РФ должно утвердить правила по обращению с ТКО.

Субъект РФ должен утвердить региональную программу в области обращения с отходами и территориальную схему обращения с отходами. На основе территориальной схемы в порядке, утвержденном Правительством РФ, сформировать инвестиционные программы, т. к. именно в соответствии с инвестиционными программами можно строить, реконструировать и (или) модернизировать объекты, используемые для обращения с ТКО.

Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, опять же, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, должен на конкурсной основе выбрать регионального оператора, который и будет осуществлять сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта РФ в соответствии с программой и схемой обращения с отходами.

Вот регионального оператора и будут штрафовать за то, за что раньше штрафовали глав администраций. Но претензии к нему можно будет предъявить только за неисполнение его прямых обязанностей, заложенных в документах (программе, схеме, договорах), а не просто за захламленный овраг в каком-нибудь селе, которое только ожидает своих инвесторов.

Региональный оператор обязан заключить договоры на услуги по обращению с ТКО со всеми лицами, чьи места образования и размещения отходов находятся в данном субъекте РФ. Эта обязанность корреспондируется обязанностью лиц заключить договор с региональным оператором. Для закрепления данной обязанности соответствующие изменения внесены в Жилищный кодекс РФ, который с 1 января 2016 г. обяжет заключать договоры с региональными операторами собственников жилых домов или части жилых домов. Надеемся, что это первый и существенный шаг для вовлечения в наведение чистоты и порядка владельцев частного сектора – вечной головной боли органов местного самоуправления.

Договор заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством РФ. По соглашению сторон договор может быть дополнен иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.

Обязанность регионального оператора – удаление ТКО, право – оказание услуг по обращению с другими видами отходов. Т. е. региональный оператор не вправе отказать в вывозе ТКО, при этом вправе отказать в вывозе, например, промышленных отходов, но вправе и согласиться их вывозить, если у него есть на то ресурсы и желание.

Осуществлять же деятельность на территории другого субъекта Федерации региональный оператор вправе только в соответствии с правилами обращения с ТКО и с учетом соглашения, заключенного между субъектами Российской Федерации.
Обработка, обезвреживание и захоронение ТКО, а также оказание услуги по обращению с ТКО региональным оператором относятся к регулируемым видам деятельности.

Регулируемые виды деятельности осуществляются по ценам, которые не должны превышать предельные тарифы, установленные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области регулирования тарифов.
Правительство РФ определяет случаи, при которых цены на услуги по сбору и транспортированию ТКО для регионального оператора должны формироваться по результатам торгов, и устанавливает порядок проведения таких торгов, в том числе определяет случаи, когда условия проведения таких торгов подлежат предварительному согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ, и устанавливает порядок этого согласования.

При установлении единого тарифа на услугу регионального оператора не учитываются его затраты на обработку, утилизацию ТКО.

Государственное регулирование тарифов в области обращения с ТКО осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или в случае передачи соответствующих полномочий законом субъекта РФ органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством РФ.

Тарифы должны быть экономически обоснованными, в том числе экономически обоснован должен быть и закладываемый уровень дохода исполнителя регулируемой деятельности (регионального оператора). Полагаем, это означает, что нельзя региональному оператору устанавливать зарплаты сотрудников в размере, в несколько раз превышающем средние зарплаты по региону.

Методы регулирования тарифов, в том числе на основе долгосрочных параметров, критерии их применения определяются Правительством РФ.

Органы исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченные в области государственного регулирования тарифов, осуществляют региональный государственный контроль (надзор) в части правильности применения тарифов, опять же, в порядке, установленном Правительством РФ.

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, осуществляет мониторинг тарифов в области обращения с ТКО.

Определение объема и (или) массы ТКО осуществляется в целях расчетов по договорам в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными Правительством РФ.

В случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса ТКО определяются исходя из нормативов накопления ТКО. Нормативы накопления ТКО утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта РФ).

Предусмотрен федеральный и региональный государственный контроль за тарифами с ежегодными плановыми проверками. Внеплановые проверки по обращениям граждан также предусмотрены. Соответственно, если гражданину тарифы показались завышенными, он смело может писать в орган госконтроля за тарифами.

Таким образом, тарифы не могут устанавливаться произвольно. Каждая цифра должна быть обоснована.

Порядок определения нормативов накопления ТКО также устанавливается Правительством РФ.

В ряде норм вместе с региональным оператором упоминаются операторы по обращению с ТКО. Полагаем, что часть своих функций региональный оператор может передавать просто оператору, но точнее это узнаем из подзаконных актов.
Плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении ТКО должен вносить региональный оператор (оператор по обращению с ТКО). Есть предположение, что данная плата будет собираться и с физических лиц. Однако Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 № 632, не предполагает взимания данных платежей с российских граждан. Соответственно, потребуется принятие нового акта или внесение изменений в данный акт. ФЗ «Об охране окружающей среды» в редакции ФЗ № 219, вступающей в силу с 1 января 2016 года, также предполагает взимание данных платежей с операторов. Естественно, данные платежи будут учтены в тарифах операторов и конечным плательщиком окажется население. В этом случае следует внимательно подойти к установлению порядка взимания платы за НВОС, чтобы она действительно носила стимулирующий характер. Тариф не должен быть усреднен по региону, плата за НВОС должна включаться отдельной строкой и снижена для тех граждан, кто часть своих отходов направляет на утилизацию. Например, ТСЖ реализовало селективный сбор отходов.

Внесением поправок в Федеральный закон от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» уточнены объекты государственной экологической экспертизы (п. 7.2. ст. 11 ФЗ «Об экологической экспертизе»). К объектам ГЭЭ федерального уровня относятся проектная документация объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I–V классов опасности, в том числе проектная документация на строительство, реконструкцию объектов, используемых для обезвреживания и (или) размещения отходов I–V классов опасности, а также проекты вывода из эксплуатации указанных объектов, проекты рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I–V классов опасности, и земель, используемых, но не предназначенных для размещения отходов I–V классов опасности.

Хотя данная норма вступает в силу с 1 июля 2015 г., можно предположить более ранние требования о ее соблюдении, т. к. ныне действующая норма звучит как: «проектная документация объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I–V класса опасности». Связана ли рекультивация земли, нарушенной размещением отходов, с размещением отходов? Если раньше на этот вопрос еще можно было бы ответить отрицательно, то теперь, при принятой, по сути, уточняющей норме, можно говорить, что чаша весов сдвинулась в сторону положительного ответа.

Для определения количества товаров, включая использованную для их производства упаковку, подлежащих утилизации в 2015 г., а также для исчисления экологического сбора применяются данные о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, включая упаковку, за девять месяцев 2015 г.

Экологический сбор за девять месяцев 2015 г. подлежит уплате до 15 октября 2015 г.. За октябрь, ноябрь, декабрь 2015 г.– до 1 февраля 2016 г..

Положения ст. 24.2–24.4 Федерального закона от 24.07.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в редакции ФЗ № 458-ФЗ) не распространяются на колесные транспортные средства, в отношении которых установлены иные требования согласно ст. 24.1.

Утверждение территориальных схем и наделение юридических лиц статусом регионального оператора по обращению с ТКО должны быть осуществлены не позднее чем в течение шести месяцев со дня вступления в силу требований к составу и содержанию таких схем.

Договоры, заключенные собственниками ТКО на сбор и вывоз ТКО действуют до заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО.

Внесением изменений в Федеральный закон от 04.05.2011 № 99–ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» узаконено приложение к лицензии.

Кроме закона № 458-ФЗ, изменения внесены Федеральным законом от 21.07.2014 № 219–ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

В целях стимулирования юридических и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность, к проведению мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду (НВОС) при исчислении платы за НВОС при размещении отходов к ставкам платы применяются следующие коэффициенты:

– коэффициент 0 при размещении отходов V класса опасности добывающей промышленности посредством закладки искусственно созданных полостей в горных породах при рекультивации земель и почвенного покрова (в соответствии с разделом проектной документации "Перечень мероприятий по охране окружающей среды" и (или) техническим проектом разработки месторождения полезных ископаемых);

– коэффициент 0,5 при размещении отходов IV, V классов опасности, которые образовались при утилизации ранее размещенных отходов перерабатывающей и добывающей промышленности;

– коэффициент 0,67 при размещении отходов III класса опасности, которые образовались в процессе обезвреживания отходов II класса опасности;

– коэффициент 0,49 при размещении отходов IV класса опасности, которые образовались в процессе обезвреживания отходов III класса опасности;

– коэффициент 0,33 при размещении отходов IV класса опасности, которые образовались в процессе обезвреживания отходов II класса опасности.

Также увеличены госпошлины за выдачу разрешений на выброс и сброс радиоактивных веществ, комплексного разрешения.

Для того, чтобы рассматриваемый закон № 458–ФЗ заработал в полном объеме, необходимо принять большое число подзаконных актов. По неофициальной информации, акты будут приняты в ближайшее время. Ряд проектов уже вынесен на общественное обсуждение, в том числе на сайте http://regulation.gov.ru. Рекомендуем участвовать в обсуждении подзаконных актов, потому что именно от них будет зависеть реальная эффективность обновленного ФЗ № 89.


Статья опубликована:
"Журнал ТБО" № 3,4 2015 года.

Правовой EHS консалтинг
Разработка экологической документации
ЭКОЗАКОН
Документ месяца
 
статистика