Все публикации

 

"Экологическое законодательство России: основные изменения за II полугодие 2017 г." (Часть 3)

Письмо Росприроднадзора от 29.03.2017 № АС-10-02-36/6511 «Об исполнении нормативов утилизации»

Росприроднадзор излагает свою позицию по определению объема выпущенной продукции (шин) в целях исполнения РОП.

Росприроднадзор считает исключение импортерами и производителями шинной продукции, направленной на комплектацию транспортных средств, предназначенных для реализации, из норматива утилизации неправомерным, не согласующимся с идеологией РОП и импортеров товаров по их утилизации, могущим повлечь бесконтрольное размещение отходов и рост мест образования несанкционированного размещения отходов, а также социальную напряженность вблизи таких объектов.

Мнение Росприроднадзора основано на том, что шины являются расходным материалом и их замена по разным причинам, в том числе в связи с повреждением, износом от интенсивного использования транспортного средства, не находится в прямой зависимости от срока эксплуатации транспортного средства.

 Письмо Росприроднадзора от 20.04.2017 № РН-10-02-32/8290 «О направлении обращения»
Росприроднадзором рассмотрено обращение Минприроды России по вопросу определения конкретных видов отходов, относящихся к ТКО.

Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 № 445 (далее – ФККО, в настоящий момент действует ФККО 2017, см. выпуск ЭКОЗАКОНа® за июль 2017 г., документ № 9), формируется на основании общности классификационных признаков: принадлежности к определенному производству, технологии, химическому и (или) компонентному составу, физической форме, агрегатному состоянию, в том числе по происхождению и условиям образования. Так, ФККО содержит тип «Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве, отходы при предоставлении услуг населению» (код 7 30 000 00 00 0), включающий в себя отходы, обобщенные по классификационному признаку происхождения, а также подтипы, группы, подгруппы и позиции, отражающие развернутое описание происхождения и состава отходов, а также их агрегатное состояние и физическую форму.

Росприроднадзором совместно с Минприроды России и ФГБУ «УралНИИ «Экология», который в соответствии с положениями приказа Минприроды России от 05.12.2014 № 541 «Об утверждении Порядка отнесения отходов I–IV классов опасности к конкретному классу опасности» присваивает виду отхода соответствующий код и наименование, необходимые для его включения в ФККО, ведется работа по определению исчерпывающего перечня отходов, относящихся к ТКО.

Письмо Минпромторга России от 12.05.2017 № ПГ-20-3321 «О взимании утилизационного сбора»
В соответствии с п. 1 ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – федеральный закон) утилизационный сбор уплачивается за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним, ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации.
Также в соответствии с п. 3 ст. 24.1 федерального закона плательщиками утилизационного сбора признаются лица, которые осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию или осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации. Учитывая изложенное, взимание утилизационного сбора за номерной агрегат (двигатель), который был ввезен на территорию Российской Федерации не в составе колесного транспортного средства, не осуществляется.

Письмо Минприроды России от 16.06.2017 № 12-47/15847 «По вопросу уплаты экологического сбора»

На примере печатной продукции Минприроды России отвечает на значимый вопрос о двойной оплате экологического сбора в случае производства продукции, которая может быть как самостоятельным товаром, так и сырьем для производства другого товара, с которого также взимается экологический сбор.

Письмом разъясняется, что если товар реализуется потребителю, который использует этот товар для производства другой продукции, в результате чего этот товар в отход не переходит, то и ответственность не возникает. Таким образом, производителю бумажной продукции в случае ее реализации хозяйствующему субъекту, который использует эту бумажную продукцию для производства другой продукции (в данном случае – печатной), уплачивать экологический сбор или самостоятельно утилизировать бумажную продукцию не требуется. Если производитель печатной продукции реализует ее потребителю, от потребления которым в конечном итоге образуются отходы от использования данного товара, то производитель печатной продукции несет ответственность за утилизацию отходов от использования этого товара.

На организации, предоставляющие услуги с использованием товаров, которые включены в перечень, и не являющиеся производителями товаров (например, организации, предоставляющие услуги по изданию газет), обязанность по выполнению нормативов утилизации отходов от использования таких товаров не распространяется.

В то же время у юридического лица, которое оказывает услуги по печати (типографии), указанная обязанность также может возникнуть в случае самостоятельного выпуска в обращение на территории Российской Федерации печатной продукции.

 Письмо Росприроднадзора от 28.06.2017 № АС-10-02-36/13739 «О направлении поручения»
Обязанность по исполнению РОП, а также по предоставлению декларации производителями, импортерами товаров о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки таких товаров, равно как и отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, возложена на обладателя торговой марки. При этом изготовитель продукции (товара) по договору может принять на себя обязанности по исполнению расширенной ответственности на изготовляемую им продукцию.

Обоснование данного положения следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 24.2 закона № 89-ФЗ производители, импортеры товаров обязаны обеспечивать утилизацию отходов от использования этих товаров в соответствии с нормативами утилизации, установленными распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.12.2015 № 2491-р.

При этом широкий спектр производителей (текстильной промышленности, отрасли по переработке углеводородного сырья, шинной отрасли и т. д.) работает по системе off-take и давальческого сырья, при которых используются понятия «изготовитель» и «заказчик».
Статьей 1 закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» определено понятие «изготовитель», согласно которому изготовителем является организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям. Ни в одном нормативном правовом акте Российской Федерации не закреплено понятие производитель» (не является тождественным понятию «изготовитель»).

Кроме того, необходимо учитывать, что изготовитель для предоставления услуги по производству товара (продукции) может использовать оборудование и сырье (в том числе давальческое сырье), принадлежащее обладателю торговой марки, на основании соответствующего договора. При этом стороны самостоятельно с учетом требований природоохранного законодательства определяют предмет и содержание договора, в том числе обязанности сторон и положение о лице, имеющем право распоряжения готовой продукцией. В случае, если в договоре между изготовителем и обладателем торговой марки не определено лицо, обязанное осуществлять утилизацию отходов, Росприроднадзор считает целесообразным руководствоваться следующим.

При предоставлении изготовителем услуги по производству товара (продукции) изготовитель получает фиксированную плату за выполнение определенных услуг, исходя из стоимости сырья и материалов, а также иных затрат на ее изготовление, и не имеет прав распоряжения произведенными товарами (продукцией). Кроме того, данная плата не является прибылью в смысле, определенном ст. 247 Налогового кодекса Российской Федерации (далее -– Налоговый кодекс).

В свою очередь, обладатель торговой марки после предоставления изготовителем произведенного товара (продукции) сам и по своему усмотрению реализует товары (продукцию), изготовленные изготовителем. Вместе с тем, согласно п. 3 ст. 38 Налогового кодекса, товаром признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации.
Реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем в силу ст. 39 Налогового кодекса является передача на возмездной основе права собственности на товары, результаты выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а также передача права собственности на товары, результаты выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу – на безвозмездной основе. В свою очередь, требования к возмездному и безвозмездному договорам определяются ст. 423 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, права на произведенный товар (продукцию) в полном объеме принадлежат обладателю торговой марки. Только обладатель торговой марки имеет право на реализацию такого товара (продукции), а следовательно, и обязанности по изъятию его из хозяйственного оборота после утраты товаром потребительских свойств для последующей утилизации.

Письмо Росприроднадзора от 30.06.2017 № АС-06-02-36/13945 «О представлении документов по экологическому сбору импортерами»

В случае, когда плательщик экологического сбора является одновременно как производителем товаров, так и импортером (далее производитель-импортер товаров), он подает указанные документы по экологическому сбору как импортер (т. е. в центральный аппарат Росприроднадзора по адресу 125993, г. Москва, ул. Б. Грузинская, 4/6).
В случае получения указанных документов от импортеров и производителей-импортеров товаров на бумажном носителе территориальным органам службы необходимо перенаправлять их по принадлежности в центральный аппарат Росприроднадзора, в случае получения указанных документов в электронном виде – уведомить хозяйствующий субъект о необходимости подачи документов в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (т. е. в центральный аппарат службы).

Указанные хозяйствующие субъекты уплачивают экологический сбор в Росприроднадзор по реквизитам центрального аппарата, размещенным на официальном сайте службы во вкладке Контакты и реквизиты», подпункте «Реквизиты» (также там размещен образец платежного поручения для уплаты экологического сбора импортерами товаров).
В случае уплаты импортерами и производителями-импортерами товаров экологического сбора по реквизитам территориального органа Росприроднадзора, указанным плательщикам экологического сбора необходимо подать в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора заявление о возврате суммы излишне уплаченного экологического сбора (форма заявления утверждена приказом Росприроднадзора от 22.08.2016 № 489), при этом уплатить экологический сбор в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования или подать заявление с информацией об ошибочно уплаченном платеже и просьбой отказаться от указанного платежа в пользу Федеральной службы по надзору в сфере природопользования. По мнению компании ЭКОТИМ последнее является предпочтительным, поскольку процесс возврата излишне уплаченных платежей является трудоемким. Также можно взять на вооружение данную рекомендацию для аналогичных ситуаций, например, в части платежей за негативное воздействие на окружающую среду, и подавать подобные заявления, в случае, например, если уплачено не по тому КБК или излишне уплачена какая-то сумма: просить отказаться от данной суммы в пользу иного платежа.

 Письмо Росприроднадзора от 13.10.2017 № АС-10-01-36/22597 «О разъяснениях требований законодательства в области обращения с отходами»

По результатам проверки территориальных органов Росприроднадзора Генпрокуратурой РФ Федеральная служба Росприроднадзора направляет разъяснения в области обращения с отходами для использования в работе. Разъясняются в том числе следующие моменты.

Одним из сведений об объекте размещения отходов является наличие лицензии на деятельность в области обращения с отходами. Отсутствие реквизитов лицензии на деятельность в области обращения с отходами не является основанием для невключения объекта размещения отходов в ГРОРО.

Хозяйствующий субъект при намерении осуществлять деятельность по размещению отходов, в первую очередь, обязан включить данный объект в ГРОРО и впоследствии получить лицензию в части размещения отходов. Предоставление хозяйствующему субъекту лицензии на деятельность в области обращения с отходами в части размещения отходов в отсутствие объекта размещения отходов в ГРОРО недопустимо.

В действующей редакции п. 3 ст. 15 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование лиц, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности, осуществляются в соответствии с законодательством об образовании. Статья 76 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в свою очередь была дополнена п. 17, определяющим, что типовые дополнительные профессиональные программы образования лиц, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. Приказом Минприроды России от 18.12.2002 № 868 утверждена примерная программа профессиональной подготовки лиц на право работы с опасными отходами.
Таким образом, территориальным органам Росприроднадзора при проведении проверки (в том числе в рамках предоставления услуги по лицензированию) лиц, допущенных к деятельности в области обращения с отходами, необходимо руководствоваться указанной программой (в том числе обучение не менее 112 ч).

Перечень лицензионных требований в области обращения с отходами установлен ст. 8 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также Положением о лицензировании. При проведении проверок в отношении соискателей лицензии или лицензиатов необходимо проверять все лицензионные требования, установленные указанными законами. Выборочная (неполная) проверка лицензионных требований недопустима и может привести как к негативным последствиям для окружающей среды, так и к возможным коррупционным факторам.

В письме также отмечена недопустимость установления органами Росприроднадзора нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для индивидуальных предпринимателей, юридических лиц (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в случае выявления неточностей и (или) неполноты сведений, содержащихся в подаваемых на рассмотрение материалов.

Кроме того, Росприроднадзор обращает внимание на необходимость выдачи предписаний об устранении нарушений, выявленных в ходе внеплановых выездных проверок хозяйствующих субъектов, на необходимость привлечения к административной ответственности лиц, допустивших нарушения, а также указывает на недопустимость ошибочной квалификации административных правонарушений. Так, за нарушение требований в области обращения с отходами территориальные органы Росприроднадзора обязаны привлекать хозяйствующий субъект по ст. 8.2 КоАП РФ, а не по ст. 8.1 КоАП РФ.

читать далее

Статья опубликована в журнале "Твердые бытовые отходы" №2, 2018 г.

Правовой EHS консалтинг
Разработка экологической документации
ЭКОЗАКОН
Документ месяца
Тренинги и семинары
 
статистика