Все публикации

 

МЕРОПРИЯТИЯ ПО СНИЖЕНИЮ ВЫБРОСОВ ПРИ НМУ: РАЗРАБОТКА, СОГЛАСОВАНИЕ, РЕАЛИЗАЦИЯ

А.А. Самохина

Ключевые вопросы

Разработка мероприятий при НМУ: нормативные требования, выбор источников и веществ, оценка эффективности, особенности для II категории, различия РД и Требований

Согласование мероприятий при НМУ

Реализация мероприятий при НМУ: назначение ответственных, порядок действий при НМУ, получение прогнозов НМУ, выполнение мероприятий и контроль

Ответственность за невыполнение требований в области НМУ

При получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий (далее — НМУ) юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

 Эта обязанность подразумевает необходимость:

  разработки хозяйствующим субъектом мероприятий;

  согласования их с госорганом;

  получения информации о наступлении НМУ;

   выполнения согласованных мероприятий, а в некоторых случаях — также других действий (например, представления отчета о выполнении таких мероприятий в госорган).

Набор действий, составляющих обязанность «проводить мероприятия», колеблется в зависимости от субъекта РФ, в котором расположен природопользователь, т.к. регулирование в части выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ отнесено к компетенции органов исполнительной власти субъектов РФ (см. ст. 19 Закона № 96-ФЗ). За субъектами РФ — организация работ по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ и согласование мероприятий при НМУ.

Разработка мероприятий при НМУ

Нормативные требования

Долгое время разработка мероприятий при НМУ велась в соответствии с руководящим документом еще советских времен — РД 52.04.52-85 «Методические указания. Регулирование выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях» (далее — РД 52.04.52-85).

Причем само требование о необходимости разработки мероприятий было конкретизировано региональным законодательством: например, где-то требование распространялось на тех хозяйствующих субъектов, выбросы которых по каким-либо загрязняющим веществам превышали на границе с жилой застройкой 0,2 ПДК, где-то — ОД ПДК, а где-то все владельцы источников выбросов несли в госорган материалы по НМУ — либо для согласования мероприятий, либо для получения ответа, что мероприятия не нужны.

Были и такие, кто не разрабатывал мероприятия, ссылаясь на отсутствие сети наблюдений за наступлением НМУ в районе расположения предприятия, такая позиция была основана на соответствующих положениях РД 52.04.52-85.

С 01.11.2019 ст. 19 Закона № 96-ФЗ претерпела изменения: была добавлена необходимость установления на федеральном уровне требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ; такие требования были утверждены Приказом Минприроды России от 28.11.2019 № 811 (далее — Требования) и начали действовать с 27.06.2020.

На сегодняшний день при разработке мероприятий при НМУ руководствоваться необходимо нормами Требований. Нормы РД 52.04.52-85 допускается применять в случае, если они не противоречат Требованиям.

Выбор источников и веществ

В соответствии с Требованиями мероприятия при НМУ разрабатываются для всех источников выбросов объектов HBOCJ2] I, II и III категорий, подлежащих нормированию в области охраны окружающей среды. В отношении «подлежащих нормированию» дана ссылка на ст. 22 «Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов» Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон № 7-ФЗ).

Согласно ст. 22 Закона № 7-ФЗ нормированию подлежат загрязняющие вещества, включенные в Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р. Таким образом, мероприятия при НМУ касаются только веществ, содержащихся в указанном Перечне.

Причем нормативы рассчитываются (ст. 22 Закона № 7-ФЗ):

  для строящихся объектов I и II категорий;

  действующих объектов II категории;

• объектов III категории (только по веществам I, II классов опасности).

При этом действующие объекты I категории в ст. 22 не упоминаются.

Обратите внимание: объекты III категории разрабатывают мероприятия при НМУ только для тех веществ, для которых рассчитывают нормативы выбросов (вещества I, II классов опасности).

Также любопытен п. 8 Требований:

8. При отсутствии для рассматриваемого ОНВ расчетов нормативов допустимых выбросов, подлежащих нормированию в области охраны окружающей среды, разработка мероприятий при НМУ начинается с проведения расчетов рассеивания выбросов по данным инвентаризации стационарных источников и выбросов для ОНВ, указанных в пункте 6 настоящих Требований.

Пунктом 6 Требований определено, что мероприятия при НМУ разрабатываются в том числе на основании результатов расчетов рассеивания выбросов. Таким образом говорится о том, что при отсутствии для объекта НВОС расчетов нормативов допустимых выбросов (и расчетов рассеивания в рамках расчетов нормативов) разработка мероприятий при НМУ начинается с проведения расчетов рассеивания по данным инвентаризации стационарных источников.

Непонятно, зачем в Требованиях такой пункт, потому как мероприятия разрабатываются только для источников, подлежащих нормированию, а значит, в отношении таких источников нормирование и разработка НМУ проводятся в комплексе (Методика разработки (расчета) и установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее — Методика № 581), утвержденная Приказом Минприроды России от 11.08.2020 № 581, предусматривает необходимость наличия в расчете нормативов выбросов расчетов выбросов в период НМУ).

Мероприятия разрабатываются по веществам, по которым расчетные приземные концентрации, создаваемые выбросами объекта НВОС в точках формирования наибольших приземных концентраций за границей территории объекта (контрольные точки) при их увеличении на 20, 40 и 60 % соответственно при НМУ 1, 2 и 3 степени опасности могут превысить гигиенические нормативы загрязняющих веществ в атмосферном воздухе (с учетом групп суммации).

Причем, с точки зрения Минприроды России, при определении перечня загрязняющих веществ для разработки мероприятий при НМУ целесообразно предусматривать увеличение в том числе фонового уровня загрязнения атмосферного воздуха. Согласно такой позиции мероприятия следует разрабатывать для веществ при увеличении их концентраций на границе объекта на 20, 40 и 60 % (в зависимости от режима НМУ) с учетом фона, если при таком увеличении концентрации превысят гигиенические нормативы загрязняющих веществ в атмосферном воздухе.

Согласно такой позиции мероприятия следует разрабатывать для веществ при увеличении их концентраций на границе объекта на 20, 40 и 60 % (в зависимости от режима НМУ) с учетом фона, если при таком увеличении концентрации превысят гигиенические нормативы загрязняющих веществ в атмосферном воздухе. Если фон в районе расположения объекта велик, это может повлечь необходимость закладывания в мероприятия остановки всех источников, выбрасывающих данное вещество (большая вероятность таких мероприятий для веществ с высокими фоновыми концентрациями и входящих в одну группу суммации).

К СВЕДЕНИЮ

Мероприятия при НМУ должны обеспечивать снижение создаваемых выбросами источников объекта НВОС приземных концентраций:

на 15-20 % при НМУ 1 степени опасности;

на 20-40 % при НМУ 2 степени опасности;

на 40-60 % при НМУ 3 степени опасности.

Для объектов НВОС, относящихся к деятельности по обеспечению электрической энергией, газом и паром, установлены более низкие требования к снижению выбросов (уменьшение приземных концентраций каждого загрязняющего вещества в периоды НМУ составляет: до 5-10 % при НМУ 1 степени опасности, до 10-20 % при НМУ 2 степени опасности, до 20-25 % при НМУ 3 степени опасности) из соображений недопущения ограничения потребителей в поставках электроэнергии и тепла и их качества. По мнению Минприроды России4, эти требования будут распространяться на деятельность по обеспечению электрической энергией, газом и паром класса 35 Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014. Подход Требований к определению источников, на которых необходимо снижать выбросы в периоды НМУ, как и ранее, основан на ранжировании источников по их вкладу в расчетные приземные концентрации в контрольных точках.

Оценка эффективности мероприятий

Эффективность мероприятий при НМУ оценивается в соответствии с разделом V Методики № 581.

При этом согласующий орган охотнее «принимает» мероприятия, которые позволяют ясно «увидеть» снижение, — запрет работы отдельных источников. Такие мероприятия, как снижение производительности линии, могут быть негласно не приняты к согласованию, полагаем, потому, что их нельзя проверить при организации контрольного мероприятия в период НМУ.

Эффективность мероприятий должна быть подтверждена расчетами рассеивания выбросов (п. 16 Требований).

И определение эффективности мероприятий, и результаты расчета рассеивания выбросов в период НМУ войдут в состав пояснительной записки к плану мероприятий при НМУ.

Перечень рекомендуемых мероприятий по конкретным видам деятельности приведен в приложении № 1 к Требованиям.

Также в приложениях к Требованиям приведены рекомендуемые образцы содержания пояснительной записки к плану мероприятий (приложение № 2) и самого плана (приложение № 3).

Особенности для объектов II категории

Согласно Методике № 581 при разработке предельно допустимых выбросов осуществляется расчет выбросов при НМУ, который проводится на основании мероприятий по уменьшению выбросов в периоды НМУ, разработанных в соответствии с Требованиями. Таким образом, мероприятия при НМУ разрабатываются одновременно с нормативами выбросов.

В процессе согласования мероприятий при НМУ в них могут быть внесены изменения. Кроме этого, административными регламентами по согласованию мероприятий, как правило, предусмотрено представление также инвентаризации выбросов и результатов расчетов рассеивания. Согласующий орган, бывает, выставляет замечания к данным документам, что приводит к их изменению. Как повлияют такие изменения на подачу декларации о воздействии на окружающую среду (далее — ДВОС) объектами II категории?

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Заново подать ДВОС в случае, если в документацию по выбросам в nроцecce согласования мероприятий при НМУ были внесены изменения, следует, если эти изменения затронули качественные и количественные характеристики выбросов. Не забываем, что изменения в ДВОС вносятся одновременно с актуализацией сведений об объекте НВОС (п. 6 ст. 31.2 Закона № 7-ФЗ).

Дожидаться согласования мероприятий при НМУ для подачи ДВОС однозначно не стоит — это может задержать подачу ДВОС на неожиданно долгий срок, т.к. в госорганах не принято согласование с первого раза, чтобы не быть заподозренными в коррупции (автору статьи известен случай получения шести отказов в согласовании мероприятий), а отсутствие поданной ДВОС напрямую связано с применением повышающих коэффициентов при расчете платы за НВОС.

Различия РД и Требований

До вступления в силу Требований:

- необходимость снижения выбросов в периоды НМУ оценивалась в соответствии с РД 52.04.52-85 в жилых районах;

- фоновые концентрации загрязняющих веществ в расчет не принимались (т.к. сокращение производилось исходя из необходимости достижения значения максимальной приземной концентрации до уровня, наблюдаемого при отсутствии НМУ, т.е. по сравнению с самим собой);

- РД предполагал составление предупреждений о повышении уровня загряз­нения атмосферного воздуха при превышении для предупреждения 2 степени — это превышения ПДК одного или нескольких контролируемых веществ в 3 раза и более, для предупреждения 3 степени — в 5 раз и более. Требованиями же устанавливается 20, 40 и 60 %, что в разы отличается от использовавшихся ранее основ для разработки мероприятий;

- мероприятия для 1 режима НМУ были общего характера, одинаковыми для всех предприятий (например, контроль за исполнением тех регламента и работой приборов). По умолчанию считалось, что такие мероприятия снижают выбросы предприятия на нужные для 1 режима 15-20 %.

В связи с иным подходом по этим моментам появился вопрос: нужно ли переделывать мероприятия при НМУ в соответствии с Требованиями после их вступления в силу? Случаи для корректировки мероприятий, установленные в Требованиях, этого не предусматривают; приказ, утверждающий Требования, переходных положений не содержит.

Минприроды России же отправляет за ответом на этот вопрос к исполнительным органам субъектов РФ, которые согласуют мероприятия. Обоснованность отсутствия необходимости проведения мероприятий при НМУ подтверждается, по мнению Минприроды России, также в рамках согласования с уполномоченным органом.

СОГЛАСОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПРИ НМУ

Мероприятия при НМУ направляются на согласование с органами исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.

В каждом регионе свой порядок согласования, т.к. согласование отдано на откуп исполнительным органам субъектов РФ. Как правило, он прописан в соответствующем административном регламенте регионального органа.

Регламенты отдельных регионов:

Регион

Регламент

Московская область

Распоряжение Минэкологии МО от 18.12.2020 № 1547-РМ «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги "Согласование мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий"»

Санкт- Петербург

Распоряжение Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга от 06.04.2021 № 86-р «Об утверждении Административного регламента Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности по предоставлению государственной услуги по согласованию мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, проводимых юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, имеющими источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий (уникальный реестровый номер 7800000010000077441)»

Ленинградская область

Приказ Комитета государственного экологического надзора Ленинградской области от 25.06.2020 № 1.3-01-16 «Об утверждении Порядка согласования Комитетом государственного экологического надзора Ленинградской области мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий»

 

Регламенты в основном ссылаются на формы, приведенные в приложениях к Требованиям. Прописываются и отдельные положения, связанные с исходными материалами для разработки НМУ. Так, в регламентах отдельных регионов встречалось требование о представлении инвентаризации выбросов, сделанной в соответствии с Приказом Минприроды России от 07.08.2018 № 352 И это несмотря на то, что обязанность переделывать инвентаризацию в соответствии с данным Приказом у предприятий, действующих на момент его вступления в силу, не установлена.

Также Требованиями предусмотрена возможность корректировки согласованных мероприятий.

Корректировка мероприятий при НМУ осуществляется хозяйствующим субъектом в случае изменения технологических процессов, объемов выпускаемой продукции, товаров, оказываемых услуг, объемов и (или) состава выбросов, в результате которых максимальные разовые выбросы источника, включенного в перечень источников выбросов, на которых реализуются мероприятия по уменьшению выбросов при НМУ, изменились более чем на 25 %. Процесс согласования скорректированных мероприятий аналогичен процессу первичного согласования мероприятий, т.е. отдельной, более простой процедуры нет.

РЕАЛИЗАЦИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПРИ НМУ

Назначение ответственных

В целях реализации мероприятий при НМУ хозяйствующим субъектом назначается ответственное лицо, отвечающее в том числе:

- за получение прогнозов НМУ;

- своевременное выполнение в полном объеме мероприятий при НМУ;

- проведение расчетов приземных концентраций загрязняющих веществ

и оценку реализации мероприятий при НМУ (интересно, что расчеты приземных концентраций отнесены Требованиями к обязанностям лица, ответственного за реализацию мероприятий).

Таким образом, хозяйствующий субъект должен издать соответствующий локальный нормативный акт об ответственном за НМУ.

Окончание

    Опубликовано в журнале " Справочник эколога" № 12, 2021 г.

Правовой EHS консалтинг
Общественный проект компании ЭКОТИМ
ЭКОЗАКОН
Документ месяца
 
статистика