- Статьи по теме "Санитарно-защитная зона"
- Статьи по теме "Обращение с отходами"
- Парниковые газы и углеродный след: особенности климатического законодательства
- О новом перечне загрязняющих веществ, подлежащих государственному регулированию
- Отчетность объектов III категории по отходам
- Отчетность объектов III категории по выбросам
- Устанавливайте СЗЗ своевременно!
- Практика и перспективы обращения с отходами I и II классов опасности
- Санитарно-защитные зоны: оригинальная судебная практика
- Объяснение через демонстрацию абсурда
- Судебная практика в отношении вскрышных пород
- РОП 2022: судебная практика
- От старого законодательства к новому: что говорят суды
- Как провести общественные обсуждения в рамках ОВОС
- Внедрение системы экологического менеджмента
- Неоднозначность и безграничность: попытка сделать воздухоохранное законодательство исполнимым снова не удалась
- С точки зрения эколога: что поменялось в санитарных правилах?
- Правовые нюансы использования отработанного масла в производстве
- "Регуляторная гильотина": обзор перечня неактуальных НПА
- Плата за НВОС для объектов III категории. Что говорят законодатель и правоприменитель?
- Алексей Владимирович Яблоков
- Снег, отход или не отход?
- Обзор судебной практики по возмещению вреда водным объектам
- Экологический контроль-четыреста сравнительно честных способов отъема денег
- Надо ли судиться с госорганами?
- Иск к предприятию: судебная практика
- Правовой EHS консалтинг, или иностранцы в России
- Незнание закона не освобождает от ответственности
- От старого законодательства к новому: что говорят суды 2
МЕРОПРИЯТИЯ ПО СНИЖЕНИЮ ВЫБРОСОВ ПРИ НМУ: РАЗРАБОТКА, СОГЛАСОВАНИЕ, РЕАЛИЗАЦИЯ
А.А. Самохина
Ключевые вопросы
Разработка мероприятий при НМУ: нормативные требования, выбор источников и веществ, оценка эффективности, особенности для II категории, различия РД и Требований
Согласование мероприятий при НМУ
Реализация мероприятий при НМУ: назначение ответственных, порядок действий при НМУ, получение прогнозов НМУ, выполнение мероприятий и контроль
Ответственность за невыполнение требований в области НМУ
При получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий (далее — НМУ) юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.Эта обязанность подразумевает необходимость:
• разработки хозяйствующим субъектом мероприятий;
• согласования их с госорганом;
• получения информации о наступлении НМУ;
• выполнения согласованных мероприятий, а в некоторых случаях — также других действий (например, представления отчета о выполнении таких мероприятий в госорган).
Набор действий, составляющих обязанность «проводить мероприятия», колеблется в зависимости от субъекта РФ, в котором расположен природопользователь, т.к. регулирование в части выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ отнесено к компетенции органов исполнительной власти субъектов РФ (см. ст. 19 Закона № 96-ФЗ). За субъектами РФ — организация работ по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ и согласование мероприятий при НМУ.
Разработка мероприятий при НМУ
Нормативные требования
Долгое время разработка мероприятий при НМУ велась в соответствии с руководящим документом еще советских времен — РД 52.04.52-85 «Методические указания. Регулирование выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях» (далее — РД 52.04.52-85).
Причем само требование о необходимости разработки мероприятий было конкретизировано региональным законодательством: например, где-то требование распространялось на тех хозяйствующих субъектов, выбросы которых по каким-либо загрязняющим веществам превышали на границе с жилой застройкой 0,2 ПДК, где-то — ОД ПДК, а где-то все владельцы источников выбросов несли в госорган материалы по НМУ — либо для согласования мероприятий, либо для получения ответа, что мероприятия не нужны.
Были и такие, кто не разрабатывал мероприятия, ссылаясь на отсутствие сети наблюдений за наступлением НМУ в районе расположения предприятия, такая позиция была основана на соответствующих положениях РД 52.04.52-85.
С 01.11.2019 ст. 19 Закона № 96-ФЗ претерпела изменения: была добавлена необходимость установления на федеральном уровне требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ; такие требования были утверждены Приказом Минприроды России от 28.11.2019 № 811 (далее — Требования) и начали действовать с 27.06.2020.
На сегодняшний день при разработке мероприятий при НМУ руководствоваться необходимо нормами Требований. Нормы РД 52.04.52-85 допускается применять в случае, если они не противоречат Требованиям.
Выбор источников и веществ
В соответствии с Требованиями мероприятия при НМУ разрабатываются для всех источников выбросов объектов HBOCJ2] I, II и III категорий, подлежащих нормированию в области охраны окружающей среды. В отношении «подлежащих нормированию» дана ссылка на ст. 22 «Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов» Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон № 7-ФЗ).
Согласно ст. 22 Закона № 7-ФЗ нормированию подлежат загрязняющие вещества, включенные в Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р. Таким образом, мероприятия при НМУ касаются только веществ, содержащихся в указанном Перечне.
Причем нормативы рассчитываются (ст. 22 Закона № 7-ФЗ):
• для строящихся объектов I и II категорий;
• действующих объектов II категории;
• объектов III категории (только по веществам I, II классов опасности).
При этом действующие объекты I категории в ст. 22 не упоминаются.
Обратите внимание: объекты III категории разрабатывают мероприятия при НМУ только для тех веществ, для которых рассчитывают нормативы выбросов (вещества I, II классов опасности).
Также любопытен п. 8 Требований:
8. При отсутствии для рассматриваемого ОНВ расчетов нормативов допустимых выбросов, подлежащих нормированию в области охраны окружающей среды, разработка мероприятий при НМУ начинается с проведения расчетов рассеивания выбросов по данным инвентаризации стационарных источников и выбросов для ОНВ, указанных в пункте 6 настоящих Требований.
Пунктом 6 Требований определено, что мероприятия при НМУ разрабатываются в том числе на основании результатов расчетов рассеивания выбросов. Таким образом говорится о том, что при отсутствии для объекта НВОС расчетов нормативов допустимых выбросов (и расчетов рассеивания в рамках расчетов нормативов) разработка мероприятий при НМУ начинается с проведения расчетов рассеивания по данным инвентаризации стационарных источников.
Непонятно, зачем в Требованиях такой пункт, потому как мероприятия разрабатываются только для источников, подлежащих нормированию, а значит, в отношении таких источников нормирование и разработка НМУ проводятся в комплексе (Методика разработки (расчета) и установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее — Методика № 581), утвержденная Приказом Минприроды России от 11.08.2020 № 581, предусматривает необходимость наличия в расчете нормативов выбросов расчетов выбросов в период НМУ).
Мероприятия разрабатываются по веществам, по которым расчетные приземные концентрации, создаваемые выбросами объекта НВОС в точках формирования наибольших приземных концентраций за границей территории объекта (контрольные точки) при их увеличении на 20, 40 и 60 % соответственно при НМУ 1, 2 и 3 степени опасности могут превысить гигиенические нормативы загрязняющих веществ в атмосферном воздухе (с учетом групп суммации).
Причем, с точки зрения Минприроды России, при определении перечня загрязняющих веществ для разработки мероприятий при НМУ целесообразно предусматривать увеличение в том числе фонового уровня загрязнения атмосферного воздуха. Согласно такой позиции мероприятия следует разрабатывать для веществ при увеличении их концентраций на границе объекта на 20, 40 и 60 % (в зависимости от режима НМУ) с учетом фона, если при таком увеличении концентрации превысят гигиенические нормативы загрязняющих веществ в атмосферном воздухе.
Согласно такой позиции мероприятия следует разрабатывать для веществ при увеличении их концентраций на границе объекта на 20, 40 и 60 % (в зависимости от режима НМУ) с учетом фона, если при таком увеличении концентрации превысят гигиенические нормативы загрязняющих веществ в атмосферном воздухе. Если фон в районе расположения объекта велик, это может повлечь необходимость закладывания в мероприятия остановки всех источников, выбрасывающих данное вещество (большая вероятность таких мероприятий для веществ с высокими фоновыми концентрациями и входящих в одну группу суммации).
К СВЕДЕНИЮ
Мероприятия при НМУ должны обеспечивать снижение создаваемых выбросами источников объекта НВОС приземных концентраций:
на 15-20 % при НМУ 1 степени
опасности;
на 20-40 % при НМУ 2 степени опасности;
на 40-60 % при НМУ 3 степени опасности.
Для объектов НВОС, относящихся к
деятельности по обеспечению электрической энергией, газом и паром, установлены
более низкие требования к снижению выбросов (уменьшение приземных концентраций
каждого загрязняющего вещества в периоды НМУ составляет: до 5-10 % при НМУ 1
степени опасности, до 10-20 % при НМУ 2 степени опасности, до 20-25 % при НМУ 3
степени опасности) из соображений недопущения ограничения потребителей в
поставках электроэнергии и тепла и их качества. По мнению Минприроды России4,
эти требования будут распространяться на деятельность по обеспечению
электрической энергией, газом и паром класса 35 Общероссийского классификатора
видов экономической деятельности ОК 029-2014. Подход Требований к определению
источников, на которых необходимо снижать выбросы в периоды НМУ, как и ранее,
основан на ранжировании источников по их вкладу в расчетные приземные
концентрации в контрольных точках.
Оценка эффективности мероприятий
Эффективность мероприятий при НМУ оценивается в соответствии с разделом V Методики № 581.
При этом согласующий орган охотнее «принимает» мероприятия, которые позволяют ясно «увидеть» снижение, — запрет работы отдельных источников. Такие мероприятия, как снижение производительности линии, могут быть негласно не приняты к согласованию, полагаем, потому, что их нельзя проверить при организации контрольного мероприятия в период НМУ.
Эффективность мероприятий должна быть подтверждена расчетами рассеивания выбросов (п. 16 Требований).
И определение эффективности мероприятий, и результаты расчета рассеивания выбросов в период НМУ войдут в состав пояснительной записки к плану мероприятий при НМУ.
Перечень рекомендуемых мероприятий по конкретным видам деятельности приведен в приложении № 1 к Требованиям.
Также в приложениях к Требованиям приведены рекомендуемые образцы
содержания пояснительной записки к плану мероприятий (приложение № 2) и самого
плана (приложение № 3).
Особенности для объектов II категории
Согласно Методике № 581 при разработке предельно допустимых выбросов осуществляется расчет выбросов при НМУ, который проводится на основании мероприятий по уменьшению выбросов в периоды НМУ, разработанных в соответствии с Требованиями. Таким образом, мероприятия при НМУ разрабатываются одновременно с нормативами выбросов.
В процессе согласования мероприятий при НМУ в них могут быть внесены изменения. Кроме этого, административными регламентами по согласованию мероприятий, как правило, предусмотрено представление также инвентаризации выбросов и результатов расчетов рассеивания. Согласующий орган, бывает, выставляет замечания к данным документам, что приводит к их изменению. Как повлияют такие изменения на подачу декларации о воздействии на окружающую среду (далее — ДВОС) объектами II категории?
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ
Заново подать ДВОС в случае, если в документацию по выбросам в nроцecce согласования мероприятий при НМУ были внесены изменения, следует, если эти изменения затронули качественные и количественные характеристики выбросов. Не забываем, что изменения в ДВОС вносятся одновременно с актуализацией сведений об объекте НВОС (п. 6 ст. 31.2 Закона № 7-ФЗ).
Дожидаться согласования мероприятий при НМУ для подачи ДВОС однозначно
не стоит — это может задержать подачу ДВОС на неожиданно долгий срок, т.к. в
госорганах не принято согласование с первого раза, чтобы не быть заподозренными
в коррупции (автору статьи известен случай получения шести отказов в
согласовании мероприятий), а отсутствие поданной ДВОС напрямую связано с
применением повышающих коэффициентов при расчете платы за НВОС.
Различия РД и Требований
До вступления в силу Требований:
- необходимость снижения выбросов в периоды НМУ оценивалась в соответствии с РД 52.04.52-85 в жилых районах;
- фоновые концентрации загрязняющих веществ в расчет не принимались (т.к. сокращение производилось исходя из необходимости достижения значения максимальной приземной концентрации до уровня, наблюдаемого при отсутствии НМУ, т.е. по сравнению с самим собой);
- РД предполагал составление предупреждений о повышении уровня загрязнения атмосферного воздуха при превышении для предупреждения 2 степени — это превышения ПДК одного или нескольких контролируемых веществ в 3 раза и более, для предупреждения 3 степени — в 5 раз и более. Требованиями же устанавливается 20, 40 и 60 %, что в разы отличается от использовавшихся ранее основ для разработки мероприятий;
- мероприятия для 1 режима НМУ были общего характера, одинаковыми для всех предприятий (например, контроль за исполнением тех регламента и работой приборов). По умолчанию считалось, что такие мероприятия снижают выбросы предприятия на нужные для 1 режима 15-20 %.
В связи с иным подходом по этим моментам появился вопрос: нужно ли переделывать мероприятия при НМУ в соответствии с Требованиями после их вступления в силу? Случаи для корректировки мероприятий, установленные в Требованиях, этого не предусматривают; приказ, утверждающий Требования, переходных положений не содержит.
Минприроды России же отправляет за ответом на этот вопрос к исполнительным органам субъектов РФ, которые согласуют мероприятия. Обоснованность отсутствия необходимости проведения мероприятий при НМУ подтверждается, по мнению Минприроды России, также в рамках согласования с уполномоченным органом.
СОГЛАСОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПРИ НМУ
Мероприятия при НМУ направляются на согласование с органами исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.
В каждом регионе свой порядок согласования, т.к. согласование отдано на откуп исполнительным органам субъектов РФ. Как правило, он прописан в соответствующем административном регламенте регионального органа.
Регламенты отдельных регионов:
Регион |
Регламент |
Московская область |
Распоряжение Минэкологии МО от 18.12.2020 № 1547-РМ «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги "Согласование мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий"» |
Санкт- Петербург |
Распоряжение Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга от 06.04.2021 № 86-р «Об утверждении Административного регламента Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности по предоставлению государственной услуги по согласованию мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, проводимых юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, имеющими источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий (уникальный реестровый номер 7800000010000077441)» |
Ленинградская область |
Приказ Комитета государственного экологического надзора Ленинградской области от 25.06.2020 № 1.3-01-16 «Об утверждении Порядка согласования Комитетом государственного экологического надзора Ленинградской области мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий» |
Регламенты в основном ссылаются на формы, приведенные в приложениях к Требованиям. Прописываются и отдельные положения, связанные с исходными материалами для разработки НМУ. Так, в регламентах отдельных регионов встречалось требование о представлении инвентаризации выбросов, сделанной в соответствии с Приказом Минприроды России от 07.08.2018 № 352 И это несмотря на то, что обязанность переделывать инвентаризацию в соответствии с данным Приказом у предприятий, действующих на момент его вступления в силу, не установлена.
Также Требованиями предусмотрена возможность корректировки согласованных мероприятий.
Корректировка мероприятий при НМУ
осуществляется хозяйствующим субъектом в случае изменения технологических
процессов, объемов выпускаемой продукции, товаров, оказываемых услуг, объемов и
(или) состава выбросов, в результате которых максимальные разовые выбросы
источника, включенного в перечень источников выбросов, на которых реализуются
мероприятия по уменьшению выбросов при НМУ, изменились более чем на 25 %.
Процесс согласования скорректированных мероприятий аналогичен процессу
первичного согласования мероприятий, т.е. отдельной, более простой процедуры
нет.
РЕАЛИЗАЦИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПРИ НМУ
Назначение ответственных
В целях реализации мероприятий при НМУ хозяйствующим субъектом назначается ответственное лицо, отвечающее в том числе:
- за получение прогнозов НМУ;
- своевременное выполнение в полном объеме мероприятий при НМУ;
- проведение расчетов приземных концентраций загрязняющих веществ
и оценку реализации мероприятий при НМУ (интересно, что расчеты приземных концентраций отнесены Требованиями к обязанностям лица, ответственного за реализацию мероприятий).
Таким образом, хозяйствующий субъект должен издать соответствующий локальный нормативный акт об ответственном за НМУ. Окончание
Опубликовано в журнале " Справочник эколога" № 12, 2021 г.
- 26-27 марта 2025 года Алла Дудникова выступит в качестве лектора на семинаре "Экспертиза проектной документации: новые требования, актуальные вопросы"
- С 7 октября по 16 декабря 2024 года Алла Дудникова выступает в качестве лектора по программе «Экологическая безопасность предприятия и оценка воздействия на окружающую среду»
- Алла Дудникова выступает лектором в рамках обучения по программе "Специалист по юридическому сопровождению сделок с недвижимостью" НИУ ВШЭ
- В журнале "Справочник эколога" № 8, 2024 г. опубликована статья "Парниковые газы и углеродный след: особенности климатического законодательства"
- 16.05.2024 Надежда Бирюкова выступила с докладом на XXXIV Экологическом форуме
- 13.05.2024 Надежда Бирюкова приняла участие в онлайн-конференции по расчёту ущербов в Клубе ЭкоПрофи
- В журнале "Справочник эколога" № 4, 2024 г. опубликована статья "Какие изменения внесены в законодательство об экологической экспертизе?"
- 25.04.2024 Надежда Бирюкова прочитала лекцию на тему "Паспортизация и нормирование отходов" в очном курсе ИПК "Интеграл"
- 16-17 апреля 2024 года состоялся XXV Всероссийский конгресс "Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности: государственное регулирование"
- 16 апреля 2024 года прошел семинар ООО "ЦИР "Деловое образование.ру", на котором в качестве лектора выступила Алла Дудникова
- 12.04.2024 Надежда Бирюкова выступила на онлайн-практикуме АНО «Консультационный центр «Кодекс» "Практика обращения с отходами производства: новые требования к предприятиям в 2024 году"
- В журнале "Справочник эколога" № 3, 2024 г. опубликована статья "РОП: НПА, устанавливающие, как играть по новым правилам"
- С 25 по 28 марта 2024 года на базе "Экомотоклуба" прошел парусный лагерь
- 20.03.2024 Надежда Бирюкова выступила на онлайн-конференции по промышленной экологии и охране труда с темой "На что обратить внимание при сдаче отчётности по РОП за 2023 год"
- 11.03.2024 Алла Дудникова выступила в качестве лектора по программе «Основы экологической безопасности и предупреждения профессиональных рисков»
- В журнале "Экоспоры" № 1, 2024 г. опубликована статья "О новом перечне загрязняющих веществ, подлежащих государственному регулированию"
- Внимание конкурс!
- 28.02.2024 Алла Дудникова выступила на XI Годовом собрании теоретиков права
- 20.02.2024 Надежда Бирюкова выступила на Онлайн-практикуме АНО "Парадигма" с темой "Особенности природоохранной отчетной документации и некоторые нюансы деятельности объектов ОНВ III категории"
- 05.02.2024 Алла Дудникова выступила в качестве лектора по программе «Основы экологической безопасности и предупреждения профессиональных рисков»
- 19.02.2024 Алла Дудникова выступила в качестве лектора по программе «Основы экологической безопасности и предупреждения профессиональных рисков»
- Все новости