Все публикации

 

Нюансы паспортизации отходов по-новому

Н.В. Бирюкова

Новый порядок паспортизации, утвержденный приказом Минприроды России № 1026, уже разобрали по косточкам. Однако есть моменты, на которые следует обратить особое внимание, чтобы снизить риски организаций.

Законодательно установлено требование о наличии паспорта в качестве подтверждения принадлежности от­хода к определенному виду. Кроме этого, паспорт имеет практическую ценность при передаче отходов, - к сожа­лению, не столько для транспортировщика (так как опи­сание опасных свойств и действий при аварийных ситу­ациях было исключено из содержания паспорта), сколько для конечного потребителя, которому крайне важно знать состав отхода для оценки его свойств и возможности об­работки, утилизации, обезвреживания.

Когда же должен быть разработан паспорт? Перед транспортировкой?

Конкретный срок новый порядок определяет только в отношении отходов, которые:

- не включены в ФККО (30 календарных дней с даты получения уведомления от Росприроднадзора о подтверждении отнесения отхода к конкретному классу опасности);

- включены в ФККО только что (30 календарных дней с даты включения отхода в ФККО).

А что делать с теми отходами, которые в ФККО включены давно? Напрямую в действующем природоохранном за­конодательстве сроки разработки паспортов на такие отходы не установлены.

Так, п. 5.5 ГОСТ Р 53691-2009 предписывает оформлять паспорт отхода в сроки, предшествующие вывозу первой партии либо любой части партии паспортизируемых отходов за пределы предприятия, на котором они образовались, или территории, где они хранятся, складируются на законном основании.

Особенности процесса паспортизации

Обратим внимание на следующее моменты.

1. Паспортизация проводится в рамках организации учета в области обращения с отходами на предприятии (п. 7 Порядка учета).

2. То, как должен быть организован учет отходов, определяет само предприятие, вместе с тем данные учета используются при разработке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (HOОЛР) согласно п. 5 Порядка учета. Следовательно, к моменту разработки HOOЛP пас­портизация должна быть проведена, это же касается всех отходов, которые планируется образовывать на объекте в течение 7-летнего периода. Разумеется, требование актуально для объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), I и II категории.

3. Что касается остальных объектов - в силу того, что согласно п. 8 Порядка учета учет отходов ведется все же по факту образования и составление таблицы «Состав образующихся видов отходов, подлежащих учету» по приложению 1 к Порядку учет  не регламентировано, а также нет обязанности ее печатать и утверждать, - очевидно, что в данном случае нет необходимости заглядывать в далекое будущее. Достаточно иметь паспорта на те отходы, которые по факту имеются в местах накопления или планируются к образованию в текущем отчетном периоде.

4. При этом надо учитывать, что, согласно п. 5 нового Порядка подтверждения отнесения отходов I-V классов опасности к конкретному классу опасности", хозяйствующие субъекты обязаны в течение 90 рабочих дней со дня обнаружения по результатам учета отхода, не включенного в ФККО а также со дня изменения технологического процесса или вида деятельности, приводящих к измене­нию видов образующихся отходов, подготовить документы и материалы обоснования отнесения отходов к конкрет­ному классу опасности по степени НВОС и направить их в территориальный орган Росприроднадзора.

Исходя из сказанного, понимаем, что для должной организации процесса паспортизации нам крайне важно определить, включен наш отход в ФККО или нет. Как это сделать? Согласно п. 3 Порядка подтверждения, отходы считаются не включенными в ФККО, если при сопоставлении их классификационных признаков (происхождения состава, агрегатного состояния и физической формы) с классификационными признаками видов отходов, включенных в ФККО и в Банк данных об отходах (БДО), полное соответствие классификационных признаков не установлено.

Здесь отметим, во-первых, что, согласно п. 6 Порядка ведения государственного кадастра отходов (ГКО), классификационным признаком являются в том числе условия образования отхода (принадлежность к определенному производству, технологии) и забывать о них не нужно, а во-вторых, природопользователь может столкнуться со следующими проблемами:

1. В БДО могут отсутствовать все необходимые сведения.

Согласно п. 27 Порядка, БДО в части данных об отходах формируется и ведется на основе информации о конкретных видах отходов, представляемой хозяйствующими субъектами в территориальные органы Росприроднадзора, при подтверждении в установленном порядке отнесения отходов к конкретному классу опасности.

В соответствии с п. 29 Порядка, БДО включает следующие сведения в части данных об отходах: наименование и код вида отходов по ФККО; наименование технологического процесса, в результате которого образовался отход, или процесса, в результате которого продукция утратила свои потребительские свойства, с указанием наименования исходной продукции; химический и (или) компонентный состав отхода в процентах; агрегатное состояние и физическую форму вида отходов и т. д.

Согласно п. 30 Порядка, БДО размещается на официальном сайте Росприроднадзора в сети Интернет для свободного и бесплатного доступа.

Согласно установленным требованиям данные по отходам в ЕДО должнь: быть, но не всегда есть, отчасти и потому, что значительную часть ФККС составляют отходы, перешедшие а новый каталог из старого, формировавшегося в 2002-2003 гг. В этом случае можно официально запросить у центрального аппарата Росприроднадзора недостающие сведения.

2. Непонятно, на основании каких сведений указывать агрегатное состояние и физическую форму отхода.

Согласно пп. 9 и 29 Порядка, агрегатное состояние и физическая форма отхода могуг быть представлены следующими видами: твердый, жидкий, пастообразный, шлам, гель, эмульсия, суспензия, сыпучий, гранулят, порошкообразный, пылеобразный, волокно, готовое изделие, потерявшее свои потребительские свойства, иное. При этом в ФККО используются иная кодификация и описание, которые приведены в таблице 1 письма Росприроднадзора от 03.09.2014 и не утверждены должным образам.

В данном случае целесообразно для уменьшения риска претензий до получения официальных разъяснений Минприроды на этот счет, а также с учетом планируемых изменений указывать агрегатное состояние и физическую форму отхода по Порядку, а в скобках приводить уточнение в соответствии с письмом

 Как определить состав отхода

Следующий важный вопрос - это определение состава отхода, при этом сам порядок паспортизации не содержит указаний, как это сделать.

Обратимся к Закону № 89-ФЗ (ч. 3 ст. 14), приказу № 1027 (п. 4), приказу № 1028 (п. 7). Анализ этих положений показывает, что химический и (или) компонентный состав отходов устанавливается на основании сведении, содержащихся в технологических регламентах, технических условиях, стандартах, проектной документации.

Обратите внимание, что перечень закрытый, то есть информация из каких-либо справочников, писем производителей без привязки к конкретным ТУ, ОСТ, ГОСТ, СТО не может быть основанием для определения состава отходов. Тем более не являются базой для определения состава отхода БДО или приказ Росприроднадзора № 810", который приводит способ определения компонентного состава, в большей степени подходящий для определения состава изделий, перешедших в отход после утраты своих свойств и не подвергавшихся загрязнению.

В случае отсутствия сведений о химическом и (или) компетентном составе отходов в технологических регламентах, технических условиях, стандартах, проектной документации состав устанавливается по результатам количественных химических анализов, выполняемых с соблюдением требований Закона № 102-ФЗ.

При предоставлении материалов обоснования отнесения отходов к конкретному классу опасности:

- в заявлении указывается наименование аккредито­ванной испытательной лаборатории (центра);

- к заявлению прилагаются:

- копии актов отбора проб отхода, проведенного аккредитованной испытательной лабораторией (центром);

- копии документов, подтверждающих результаты установления химического и (или) компонентного состава отходов посредством соответствующих измерений, проведенных аккредитованной испытательной лабораторией (центром).

Также важно отметить, что согласно п. 3 ст. 67 Закона № 7-ФЗ программа производственного экологического контроля должна содержать в том числе сведения о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством России об аккредитации в национальной системе аккредитации. Исходя из сказанного, можно сделать вывод (даже без глубокого анализа законов № 102- ФЗ и № 412-ФЗ), что для определения состава отходов целесообразно привлекать лаборатории, аккредитованные в национальной системе аккредитации Росаккредитацией, а не, например, в ААЦ «Аналитика», АО «НТЦ «Промышленная безопасность».

При выборе лаборатории необходимо обратить внимание на ее область аккредитации и на те методики, которые в нее включены. Методы и методики должны быть аттестованы и включены в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений и подходить для анализа именно ваших отходов. Для этого, разумеется, требуется предварительно ознакомиться с методиками. Оборудование должно быть поверено, и в принципе лаборатория должна соответствовать ГОСТ ISO/IEC17025-2019 согласно приказу Минэкономразвития России № 707.

Важно

Лаборатория несет ответственность за всю информацию в отчете, за исключением случаев, когда информация предоставляется заказчиком (п. 7 8.2.2 ГОСТ ISO/IEC 17025-20 19). Поэтому именно лаборатория должна проводить отбор проб с соблюдением всех установленных конкретной методикой требований.

Протокол должен содержать:

- наименование документа (протокол результатов количественно­го химического анализа (КХА), протокол результатов биотестирования);

- сведения о лаборатории, включая информацию об аккредитации, адреса осуществления деятельности;

- сведения о поверке применяемых средств измерений;

- номер протокола, дату его оформления, количество листов (с нумерацией);

- наименование заказчика;

- наименование объекта аналитического контроля;

- наименование документа, регламентирующего требования к определяемым характеристикам объекта аналитического контроля;

- регистрационный номер, дату и место отбора пробы;

- цель отбора пробы;

- дату получения проб (образцов) и дату проведения работ;
- наименование определяемых характеристик;- обозначение (наименование) документа на методику измерений (испытаний);

- результаты измерений с указанием единиц измерения и погрешности (неопределенности) при необходимости;

- интерпретацию результатов аналитического контроля в виде заключения (при необходимости);

- подписи сотрудника, подготовившего протокол КХА, начальника соответствующего отдела, директора;

- заявление о запрещении копирования без разрешения лаборатории (центра).

При принятии работ необходимо проверять состав актов отбора проб и протоколов.

Более подробные указания содержатся в ГОСТ Р 58973- 2020 и ГОСТ Р 57758-2017.

За предоставление недостоверных сведений лаборато­рия может быть привлечена не только к административной ответственности (ст. 14.48,14.60 КоАП РФ), но и к уголовной (ст. 171.1 КоАП РФ).

Допускается использовать одновременно оба способа для определения химического и (или) компонентного состава отходов, правда, нигде не объясняется, как именно это можно сделать.

Положения документов не содержат требований к формату сведений о химическом и (или) компонентном составе образующегося отхода. Согласно п. 29 Порядка состав отхода должен быть указан в процентах, также это следует из формы паспортов и таблицы I приложения 1 к Порядку учета.

В соответствии с приложением Г (п. Г.2.4) к ГОСТ Р 53691- 2009 состав отхода определяют методами физического, физико-химического, химического анализа или на ос­новании анализа состава первичного сырья, из которого образовался отход, и технологических режимов переработки этого сырья. Количественный состав (относитель­ную концентрацию каждого компонента в общей массе отхода) выражают в микрограммах на килограмм отхода. При этом определяемое значение должно представлять собой верхнюю границу концентрации данного компонента в общей массе, то есть соответствовать выражению «не более». Поэтому сумма концентраций всех компонентов, из которых состоят отходы, не может быть менее 1, но может быть более 1. И в этом есть рациональное зерно, потому что отходы в принципе неоднородны по своему составу.

Исходя из анализа упомянутого ранее приказа Росприроднадзора № 810, можно сделать вывод, что состав отхода может быть указан в Биде соответствующего диапазона содержания компонентов. Это подтверждает и судебная практика (см. постановление Восемнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 05.12.2019).

Форма паспорта отхода

Как правильно заполнять графу «Место нахождения»? В силу ч. 2 ст. 54 Гражданского кодекса РФ место нахождения юридического лица определяется местом его госу­дарственной регистрации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Таким образом, проще говоря, достаточно указать только субъект Федерации и населенный пункт, однако лучше указывать так называемый юридический адрес, то есть адрес, по которому зарегистрировано юридическое лицо.

Понятие почтового адреса в действующем законодательстве отсутствует, а в соответствии с Законом № 129- ФЗ, для юридических лиц юридический адрес это адрес, указанный в ЕГРЮЛ, для индивидуальных предпринимателей (ИП) - адрес регистрации. Разумеется, у хозяйствующего субъекта может быть отдельный почтовый ящик, тогда юридическая значимость такого адреса закрепляется в договоре, коим в данном случае является сам паспорт отхода. Однако при этом следует помнить, что смена почтового адреса почему-то не вошла в случаи переоформления паспорта.
Также надо обратить внимание на то, что паспорт оформляется именно на юридическое яйцо и, следовательно, не может быть оформлен на филиалы и представительства, так как, в соответствии с ч. 3 ст. 55 Гражданского кодекса РФ представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Другими словами, паспорт в любом случае составляется на юридическое лицо, но утверждаться может директором филиала по доверенности в рамках общеправовых положений Гражданского кодекса РФ.
Форма паспорта предполагает указание нескольких адресов осуществления деятельности, что возможно для аналогичных видов отходов, образующихся в процессе аналогичных видов хозяйственной и иной деятельности, как по юридическому лицу, так и по адресам обособленных подразделений (филиалов). Это позволяет составить единый паспорт при условии идентичного состава и прочих классификационных признаков.

Еще раз вернемся к вопросу переоформления паспортов. Важно понимать, что случаи переоформления представлены закрытым списком только для отходов, включенных в ФККО (реорганизация юридического лица, изменение наименования, адреса места его нахождения и т. д.). В остальных случаях паспорта разрабатываются заново, так как согласно п. 11 Порядка внесение изменений в паспорта отходов не допускается.

Отметим, что поскольку для отходов, не включенных в ФККО, такой преференции не установлено, в случае изменения каких-либо сведений придется, судя по всему, подавать материалы обоснования заново.

Также обратите внимание: документы, на основании которых установлено соответствие отходов I -IV классов опасности виду отходов, включенному в ФККО, подлежат хранению хозяйствующим субъектом в течение всего срока действия паспорта отхода. Несмотря на то что в данной норме Порядка речь идет только об отходах I-IV классов опасности, ее следовало бы распространить и на отходы V класса опасности.

Продолжение

       Опубликовано в журнале "Экология производства" № 9, 2021 г.


Правовой EHS консалтинг
Вебинары компании ЭКОТИМ
ЭКОЗАКОН
Документ месяца
 
статистика