Все публикации

 

ЧТО НЕОБХОДИМО УЧЕСТЬ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ОТКРЫТОГО СКЛАДИРОВАНИЯ СЫРЬЯ

Н.В. Бирюкова

Действующее природоохранное законодательство не устанавливает прямых конкретных требований к организации открытых площадок складирования сырьевых материалов. Вместе с тем в различных документах есть положения, на которые следует ориентироваться.

Требования Федерального закона «Об охране окружающей среды»

Согласно ст. 34 Закона № 7-ФЗ, хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом необходимы мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению НВОС и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством России, должна проводиться рекультивация или консервация земель.

В соответствии со ст. 77 Закона № 7-ФЗ юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме.

Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке тарифами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии - исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Согласно ст. 78 Закона № 7-ФЗ, компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда. Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение 20 лет.

Требования Земельного кодекса Российской Федерации

Согласно ст. 13 Земельного кодекса РФ землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия (п. 2), а лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию (п. 5).

Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) вос­становлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений (п. 5 ст. 13).

В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники, равно как и пользователи земельных участков, обязаны:

- использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;

- осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;

- соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;

- не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы;

- выполнять иные требования, предусмотренные Земельным кодексом РФ, федеральными законами.

При этом в целом Земельный кодекс РФ не содержит прямого запрета на размещения сырья на открытом грунте. Однако необходимо учитывать, что запрещено загрязнение земель, а при размещении сырья и материалов на открытом грунте может происходить такое загрязнение.

Требования Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха»

Согласно п. 4. ст. 2 Закона № 96-ФЗ отношения в области охраны атмосферного воздуха, возникающие при уста­новлении обязательных требований к продукции, в том числе к зданиям и сооружениям (далее - продукция), или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, регулируются законодательством России о техническом регулировании.

В соответствии со ст. 30 Закона № 96-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие ста­ционарные источники выбросов, обязаны в том числе:

- внедрять наилучшие доступные технологии (НДТ), малоотходные и безотходные технологии в целях снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха;

- планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов.

Требования  Водного кодекса РФ

Согласно п. 15 ст. 65 Водного кодекса РФ в границах водоохранных зон запрещается размещение химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых ве­ществ, а также движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исклю­чением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.

В соответствии с п. 16 этой же статьи в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.

Санитарные требования

При организации хранения сырья и материалов не должно быть превышений гигиенических нормативов, установленных СанПиН 1.2.3685-21.

Согласно п. 3.2 СП 2.1.5.1059-01 мероприятия по защите подземных вод от загрязнений при различных видах хо­зяйственной деятельности должны обеспечивать:

- водонепроницаемость емкостей для хранения сырья, продуктов производства, отходов промышленных и сельскохозяйственных производств, твердых и жидких бытовых отходов;

- предупреждение фильтрации загрязненных вод с поверхности почвы в водоносные горизонты.

 

В соответствии с п. 3.7 СП 2.1.5.1059-01 не допускается захоронение отходов, размещение свалок, кладбищ, ско­томогильников и других объектов, являющихся источниками химического, биологического или радиационного загрязнения в области питания и разгрузки подземных вод, используемых или перспективных для использования в питьевых, хозяйственно-бытовых и лечебных целях.

Согласно ст. 11 Закона № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению, а так же осуществлять производственный контроль (см. также ст. 32 этого закона), в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.

 По ст. 13 Закона № 52-ФЗ, продукция производственно-технического назначения, при производстве, транспортировке, хранении, применении (использовании) и утилизации которой требуется непосредственное участие человека, а также товары для личных и бытовых нужд граждан не должны оказывать вредное воздействие на человека и среду обитания.

Дополнительно отметим, что согласно п. 6.2 СП 1.1.1058-01 органы, уполномоченные осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор без взимания платы с юридических и физических лиц по их обращениям обязаны предоставить информацию о государственных санитарно-эпидемиологических правилах, гигиенических нормативах, методах и методиках контроля факторов среды обитания человека, которые должны быть в наличии на объекте, и о перечне химических веществ, биологических, физических и иных факторов, в отношении которых необходима организация лабораторных исследований и испытаний, с указанием точек, в которых осуществляются отбор проб, лабораторные исследования и испытания, периодичности отбора проб и проведения лабораторных исследований и испытаний.

При этом в рамках положений ст. 15 Закона № 247-ФЗ указанные СП 1.1.1058-01 не должны применяться, то есть эти санитарные правила не попали в «белый список» нормативных правовых актов, которые продолжают действовать после 1 января 2021 г. Однако Роспотребнадзором этот документ официально не отменен, он входит в Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется Роспотребнадзором в рамках федерального государственного санитарно-эпидемио­логического надзора (https://www.rospotrebnadzor.ru/ region/perecen_na.php?sphrase_id=3444412).

В данном случае неприменимость санитарных правил касается привлечения к ответственности. Положения же, устанавливающие обязанности для самого государственного органа, можно считать подлежащими применению, и в этом случае предприятию выгодно сослаться на документ, чтобы попытаться получить от Роспотребнадзора ис­черпывающую информацию (согласно п. 6.2 СП 1.1.1058-01).

 Требования в области технического регулирования

Согласно положениям Закона № 184-ФЗ требования, в том числе к хранению той или иной продукции, определяются техническими регламентами, утвержденными в установленном порядке. При этом, согласно ст. 46 этого закона до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами РФ и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей в том числе целям:

- защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

- охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений.

Отметим, что Технический регламент Евразийского экономического союза «О безопасности химической продукции» в силу пока не вступил. Вместе с тем в части организации хранения он отсылает к техническим регламентам на конкретный вид продукции.

Полагаем, что с учетом «регуляторной гильотины» выполнение в обязательном порядке требований каких-либо стандартов и других документов, не включенных в «белый список», а в последующем в реестр обязательных требований, также весьма сомнительно.

Возможно, на региональном уровне могут быть установлены дополнительные требования к организации хранения сырья и материалов в зависимости от расположения предприятия в рамках правил благоустройства соответствующей территории.

 Выводы

Площадки для хранения сырьевых материалов должны быть организованы в соответствии с требованиями сопровождающих это сырье документов производителя или образователя (или, в их отсутствие, соответствующих государственных стандартов, технических условий, технологического регламента производства и т.д.). Также важно, чтобы выбранный способ складирования не приводил к загрязнению и деградации земли (почвы), атмосферного воздуха, воды.

Организация складирования зависит от физических (в том числе дисперсности) и химических (летучести, реакционной способности) свойств материалов, их токсичности, уровня радиации. Можно рекомендовать руководствоваться Информационно-техническим справочником по НДТ, посвященным сокращению выбросов и сбросов при хранении и складировании (разд. 2.4.1,2.4.2 и др.).

 В общем виде, исходя из сложившейся практики, обусловленной, в частности, положениями п. 6.3.2 СНиП 12-03-2001, пп 623, 624 Правил по охране труда при производстве строительных материалов, пп. 2.1,2.3,4.2 РД 39-7-904-83 можно сделать вывод, что площадка может быть открытой, в том числе на уплотненном грунте и без навеса, в случае хранения инертного, устойчивого материала. При этом шире распространена организация хранения на площадках, которые имеют твердое покрытие (бетон, асфальт) с уклоном для отвода сточных вод и защищены от ливневых вод навесом.

 Документы

1. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

2. Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 № 136-ФЗ.

3. Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».

4. Водный кодекс РФ от 03.06.2006 № 74-ФЗ.

5. СанПиН 1.2.3685-21. Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и [или] безвредности для человека факторов среды обитания.

6. СП 2.1.5.1059-01. Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ).

7. Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

8. СП 1.1.1058-01. Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

9. Федеральный закон от 31.07.2020 № 247-ФЗ « Об обязательных требованиях в Российской Федерации».

10. Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании».

11. ТР ЕАЭС 041/2017. О безопасности химической продукции.

12. ИТС 46-2019. Сокращение выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ при хранении и складировании товаров (грузов).

13. СНиП 12-03-2001. Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования.

14. Приказ Минтруда России от 15.12.2020 № 901н «Об утверждении Правил по охране при производстве строительных материалов».

15. РД 39-7-904-83. Инструкция по складированию и хранению материалов, оборудования и запасных частей на складах баз производственно-технического оборудования и комплектации, предприятий и организаций Министерства нефтяной промышленности.

                  Опубликовано в журнале "Экология производства" № 8, 2021 г.

 



Правовой EHS консалтинг
Общественный проект компании ЭКОТИМ
ЭКОЗАКОН
Документ месяца
 
статистика