- Статьи по теме "Санитарно-защитная зона"
- Статьи по теме "Обращение с отходами"
- Парниковые газы и углеродный след: особенности климатического законодательства
- О новом перечне загрязняющих веществ, подлежащих государственному регулированию
- Отчетность объектов III категории по отходам
- Отчетность объектов III категории по выбросам
- Устанавливайте СЗЗ своевременно!
- Практика и перспективы обращения с отходами I и II классов опасности
- Санитарно-защитные зоны: оригинальная судебная практика
- Объяснение через демонстрацию абсурда
- Судебная практика в отношении вскрышных пород
- РОП 2022: судебная практика
- От старого законодательства к новому: что говорят суды
- Как провести общественные обсуждения в рамках ОВОС
- Внедрение системы экологического менеджмента
- Неоднозначность и безграничность: попытка сделать воздухоохранное законодательство исполнимым снова не удалась
- С точки зрения эколога: что поменялось в санитарных правилах?
- Правовые нюансы использования отработанного масла в производстве
- "Регуляторная гильотина": обзор перечня неактуальных НПА
- Плата за НВОС для объектов III категории. Что говорят законодатель и правоприменитель?
- Алексей Владимирович Яблоков
- Снег, отход или не отход?
- Обзор судебной практики по возмещению вреда водным объектам
- Экологический контроль-четыреста сравнительно честных способов отъема денег
- Надо ли судиться с госорганами?
- Иск к предприятию: судебная практика
- Правовой EHS консалтинг, или иностранцы в России
- Незнание закона не освобождает от ответственности
- От старого законодательства к новому: что говорят суды 2
ЧТО НЕОБХОДИМО УЧЕСТЬ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ОТКРЫТОГО СКЛАДИРОВАНИЯ СЫРЬЯ
Н.В. Бирюкова
Действующее природоохранное законодательство не устанавливает прямых конкретных требований к организации открытых площадок складирования сырьевых материалов. Вместе с тем в различных документах есть положения, на которые следует ориентироваться.
Требования Федерального закона «Об охране окружающей среды»
Согласно ст. 34 Закона № 7-ФЗ, хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом необходимы мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению НВОС и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством России, должна проводиться рекультивация или консервация земель.
В соответствии со ст. 77 Закона № 7-ФЗ юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме.
Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке тарифами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии - исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Согласно ст. 78 Закона № 7-ФЗ, компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда. Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение 20 лет.
Требования Земельного кодекса Российской Федерации
Согласно ст. 13 Земельного кодекса РФ землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия (п. 2), а лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию (п. 5).
Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений (п. 5 ст. 13).
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники, равно как и пользователи земельных участков, обязаны:
- использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;
- осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;
- соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;
- не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы;
- выполнять иные требования, предусмотренные Земельным кодексом РФ, федеральными законами.
При этом в целом Земельный кодекс РФ не содержит прямого запрета на размещения сырья на открытом грунте. Однако необходимо учитывать, что запрещено загрязнение земель, а при размещении сырья и материалов на открытом грунте может происходить такое загрязнение.
Требования Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха»
Согласно п. 4. ст. 2 Закона № 96-ФЗ отношения в области охраны атмосферного воздуха, возникающие при установлении обязательных требований к продукции, в том числе к зданиям и сооружениям (далее - продукция), или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, регулируются законодательством России о техническом регулировании.
В соответствии со ст. 30 Закона № 96-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники выбросов, обязаны в том числе:
- внедрять наилучшие доступные технологии (НДТ), малоотходные и безотходные технологии в целях снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха;
- планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов.
Требования Водного кодекса РФСогласно п. 15 ст. 65 Водного кодекса РФ в границах водоохранных зон запрещается размещение химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, а также движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.
В соответствии с п. 16 этой же статьи в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.
Санитарные требования
При организации хранения сырья и материалов не должно быть превышений гигиенических нормативов, установленных СанПиН 1.2.3685-21.
Согласно п. 3.2 СП 2.1.5.1059-01 мероприятия по защите подземных вод от загрязнений при различных видах хозяйственной деятельности должны обеспечивать:
- водонепроницаемость емкостей для хранения сырья, продуктов производства, отходов промышленных и сельскохозяйственных производств, твердых и жидких бытовых отходов;
- предупреждение фильтрации загрязненных вод с поверхности почвы в водоносные горизонты.
|
Согласно ст. 11 Закона № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению, а так же осуществлять производственный контроль (см. также ст. 32 этого закона), в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
По ст. 13 Закона № 52-ФЗ, продукция производственно-технического назначения, при производстве, транспортировке, хранении, применении (использовании) и утилизации которой требуется непосредственное участие человека, а также товары для личных и бытовых нужд граждан не должны оказывать вредное воздействие на человека и среду обитания.
Дополнительно отметим, что согласно п. 6.2 СП 1.1.1058-01 органы, уполномоченные осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор без взимания платы с юридических и физических лиц по их обращениям обязаны предоставить информацию о государственных санитарно-эпидемиологических правилах, гигиенических нормативах, методах и методиках контроля факторов среды обитания человека, которые должны быть в наличии на объекте, и о перечне химических веществ, биологических, физических и иных факторов, в отношении которых необходима организация лабораторных исследований и испытаний, с указанием точек, в которых осуществляются отбор проб, лабораторные исследования и испытания, периодичности отбора проб и проведения лабораторных исследований и испытаний.
При этом в рамках положений ст. 15 Закона № 247-ФЗ указанные СП 1.1.1058-01 не должны применяться, то есть эти санитарные правила не попали в «белый список» нормативных правовых актов, которые продолжают действовать после 1 января 2021 г. Однако Роспотребнадзором этот документ официально не отменен, он входит в Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется Роспотребнадзором в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора (https://www.rospotrebnadzor.ru/ region/perecen_na.php?sphrase_id=3444412).
В данном случае неприменимость санитарных правил касается привлечения к ответственности. Положения же, устанавливающие обязанности для самого государственного органа, можно считать подлежащими применению, и в этом случае предприятию выгодно сослаться на документ, чтобы попытаться получить от Роспотребнадзора исчерпывающую информацию (согласно п. 6.2 СП 1.1.1058-01).
Требования в области технического регулирования
Согласно положениям Закона № 184-ФЗ требования, в том числе к хранению той или иной продукции, определяются техническими регламентами, утвержденными в установленном порядке. При этом, согласно ст. 46 этого закона до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами РФ и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей в том числе целям:
- защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
- охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений.
Отметим, что Технический регламент Евразийского экономического союза «О безопасности химической продукции» в силу пока не вступил. Вместе с тем в части организации хранения он отсылает к техническим регламентам на конкретный вид продукции.
Полагаем, что с учетом «регуляторной гильотины» выполнение в обязательном порядке требований каких-либо стандартов и других документов, не включенных в «белый список», а в последующем в реестр обязательных требований, также весьма сомнительно.
Возможно, на региональном уровне могут быть установлены дополнительные требования к организации хранения сырья и материалов в зависимости от расположения предприятия в рамках правил благоустройства соответствующей территории.
Выводы
Площадки для хранения сырьевых материалов должны быть организованы в соответствии с требованиями сопровождающих это сырье документов производителя или образователя (или, в их отсутствие, соответствующих государственных стандартов, технических условий, технологического регламента производства и т.д.). Также важно, чтобы выбранный способ складирования не приводил к загрязнению и деградации земли (почвы), атмосферного воздуха, воды.
Организация складирования зависит от физических (в том числе дисперсности) и химических (летучести, реакционной способности) свойств материалов, их токсичности, уровня радиации. Можно рекомендовать руководствоваться Информационно-техническим справочником по НДТ, посвященным сокращению выбросов и сбросов при хранении и складировании (разд. 2.4.1,2.4.2 и др.).
В общем виде, исходя из сложившейся практики, обусловленной, в частности, положениями п. 6.3.2 СНиП 12-03-2001, пп 623, 624 Правил по охране труда при производстве строительных материалов, пп. 2.1,2.3,4.2 РД 39-7-904-83 можно сделать вывод, что площадка может быть открытой, в том числе на уплотненном грунте и без навеса, в случае хранения инертного, устойчивого материала. При этом шире распространена организация хранения на площадках, которые имеют твердое покрытие (бетон, асфальт) с уклоном для отвода сточных вод и защищены от ливневых вод навесом.
Документы
1. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
2. Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 № 136-ФЗ.
3. Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».
4. Водный кодекс РФ от 03.06.2006 № 74-ФЗ.
5. СанПиН 1.2.3685-21. Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и [или] безвредности для человека факторов среды обитания.
6. СП 2.1.5.1059-01. Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ).
7. Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
8. СП 1.1.1058-01. Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
9. Федеральный закон от 31.07.2020 № 247-ФЗ « Об обязательных требованиях в Российской Федерации».
10. Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании».
11. ТР ЕАЭС 041/2017. О безопасности химической продукции.
12. ИТС 46-2019. Сокращение выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ при хранении и складировании товаров (грузов).
13. СНиП 12-03-2001. Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования.
14. Приказ Минтруда России от 15.12.2020 № 901н «Об утверждении Правил по охране при производстве строительных материалов».
15. РД 39-7-904-83. Инструкция по складированию и хранению материалов, оборудования и запасных частей на складах баз производственно-технического оборудования и комплектации, предприятий и организаций Министерства нефтяной промышленности.
Опубликовано в журнале "Экология производства" № 8, 2021 г.
- 19-20 ноября Алла Дудникова выступит в качестве лектора на семинаре "Экспертиза проектной документации: новые требования, актуальные вопросы"
- С 7 октября по 16 декабря 2024 года Алла Дудникова выступает в качестве лектора по программе «Экологическая безопасность предприятия и оценка воздействия на окружающую среду»
- Алла Дудникова выступает лектором в рамках обучения по программе "Специалист по юридическому сопровождению сделок с недвижимостью" НИУ ВШЭ
- В журнале "Справочник эколога" № 8, 2024 г. опубликована статья "Парниковые газы и углеродный след: особенности климатического законодательства"
- 16.05.2024 Надежда Бирюкова выступила с докладом на XXXIV Экологическом форуме
- 13.05.2024 Надежда Бирюкова приняла участие в онлайн-конференции по расчёту ущербов в Клубе ЭкоПрофи
- В журнале "Справочник эколога" № 4, 2024 г. опубликована статья "Какие изменения внесены в законодательство об экологической экспертизе?"
- 25.04.2024 Надежда Бирюкова прочитала лекцию на тему "Паспортизация и нормирование отходов" в очном курсе ИПК "Интеграл"
- 16-17 апреля 2024 года состоялся XXV Всероссийский конгресс "Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности: государственное регулирование"
- 16 апреля 2024 года прошел семинар ООО "ЦИР "Деловое образование.ру", на котором в качестве лектора выступила Алла Дудникова
- 12.04.2024 Надежда Бирюкова выступила на онлайн-практикуме АНО «Консультационный центр «Кодекс» "Практика обращения с отходами производства: новые требования к предприятиям в 2024 году"
- В журнале "Справочник эколога" № 3, 2024 г. опубликована статья "РОП: НПА, устанавливающие, как играть по новым правилам"
- С 25 по 28 марта 2024 года на базе "Экомотоклуба" прошел парусный лагерь
- 20.03.2024 Надежда Бирюкова выступила на онлайн-конференции по промышленной экологии и охране труда с темой "На что обратить внимание при сдаче отчётности по РОП за 2023 год"
- 11.03.2024 Алла Дудникова выступила в качестве лектора по программе «Основы экологической безопасности и предупреждения профессиональных рисков»
- В журнале "Экоспоры" № 1, 2024 г. опубликована статья "О новом перечне загрязняющих веществ, подлежащих государственному регулированию"
- Внимание конкурс!
- 28.02.2024 Алла Дудникова выступила на XI Годовом собрании теоретиков права
- 20.02.2024 Надежда Бирюкова выступила на Онлайн-практикуме АНО "Парадигма" с темой "Особенности природоохранной отчетной документации и некоторые нюансы деятельности объектов ОНВ III категории"
- 05.02.2024 Алла Дудникова выступила в качестве лектора по программе «Основы экологической безопасности и предупреждения профессиональных рисков»
- 19.02.2024 Алла Дудникова выступила в качестве лектора по программе «Основы экологической безопасности и предупреждения профессиональных рисков»
- Все новости