- Статьи по теме "Санитарно-защитная зона"
- Статьи по теме "Обращение с отходами"
- Парниковые газы и углеродный след: особенности климатического законодательства
- О новом перечне загрязняющих веществ, подлежащих государственному регулированию
- Отчетность объектов III категории по отходам
- Отчетность объектов III категории по выбросам
- Устанавливайте СЗЗ своевременно!
- Практика и перспективы обращения с отходами I и II классов опасности
- Санитарно-защитные зоны: оригинальная судебная практика
- Объяснение через демонстрацию абсурда
- Судебная практика в отношении вскрышных пород
- РОП 2022: судебная практика
- От старого законодательства к новому: что говорят суды
- Как провести общественные обсуждения в рамках ОВОС
- Внедрение системы экологического менеджмента
- Неоднозначность и безграничность: попытка сделать воздухоохранное законодательство исполнимым снова не удалась
- С точки зрения эколога: что поменялось в санитарных правилах?
- Правовые нюансы использования отработанного масла в производстве
- "Регуляторная гильотина": обзор перечня неактуальных НПА
- Плата за НВОС для объектов III категории. Что говорят законодатель и правоприменитель?
- Алексей Владимирович Яблоков
- Снег, отход или не отход?
- Обзор судебной практики по возмещению вреда водным объектам
- Экологический контроль-четыреста сравнительно честных способов отъема денег
- Надо ли судиться с госорганами?
- Иск к предприятию: судебная практика
- Правовой EHS консалтинг, или иностранцы в России
- Незнание закона не освобождает от ответственности
- От старого законодательства к новому: что говорят суды 2
КАК ВЫПОЛНИТЬ НОРМАТИВ УТИЛИЗАЦИИ ОТХОДОВ
Ответ специалиста
Н.В. Бирюкова
В соответствии с пунктом 4 статьи 24.2 Закона № 89-ФЗ одним из вариантов обеспечения выполнения нормативов утилизации является заключение договора с ИП или юридическим лицом, осуществляющим утилизацию отходов от использования товаров (далее - утилизатор). Согласно пункту 9.1 той же статьи выполнение нормативов утилизации в таком случае подтверждается договором и актами утилизации отходов от использования товаров, утвержденными в порядке, установленном пунктом 16 статьи 24.2 Закона № 89-ФЗ.
Согласно пункту 9.2 той же статьи сведения о таких договорах и актах включаются в отчетность о выполнении нормативов утилизации. Отсюда делаем вывод, что именно с утилизатором должны быть оформлены договорные отношения и договор в данном случае вполне может быть трехсторонним.
Необходимо понимать, что акт об утилизации может представить только непосредственный утилизатор, а не сборщик отходов. О необходимости заключать договоры именно с утилизатором в целях выполнения нормативов утилизации (с 31 декабря 2017 года) говорится и в постановлении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2018 № 12АП-10037/2018 по делу № А57-29864/2017 (далее - Постановление).
Формы акта утилизации действующим законодательством пока не установлены, есть только рекомендованные формы, размещенные на сайте Росприроднадзора (rpn.gov.ru/node/28826). Разумеется, лучше их использовать для оформления актов, но если акты будут представлены в другом виде, то негативных последствий быть не должно. Об этом также говорится в Постановлении.
На практике Росприроднадзор часто не принимает договоры, которые представляются в целях подтверждения выполнения нормативов утилизации и оформлены в виде договоров купли-продажи. Поэтому стоит уделить особое внимание оформлению договора купли-продажи (для этого рекомендуем ознакомиться с основными выводами анализа положений такого договора, представленными в Постановлении) и быть готовыми отстаивать его в суде или оформлять договор именно на утилизацию.
Относительно пункта 4.1 статьи 24.2 Закона № 89-ФЗ о выполнении нормативов утилизации за счет утилизации товаров (упаковки) аналогичного назначения отметим следующее. Перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, содержит графу «Категория товаров аналогичного назначения и (или) аналогичного способа обработки отходов от их использования» с порядковыми номерами, присвоенными группам товаров.
Норматив утилизации отходов от использования товаров может быть выполнен за счет утилизации отходов от использования товаров, входящих в различные группы товаров, только при условии одинакового значения в графе «Категория товаров аналогичного назначения и (или) аналогичного способа обработки отходов от их использования». Это подтверждает и пункт 6 Информации для руководства и использования в работе территориальными органами Росприроднадзора по применению положений Закона № 503- ФЗ, которая содержится в письме Росприроднадзора от 02.04.2018 № АС-10- 02-36/6274. Таким образом, передачей на утилизацию макулатуры закрыть норматив утилизации по полимерной упаковке не получится.
Что
касается биг-бэгов из-под минерального порошка, то согласно Федеральному классификационному
каталогу отходов (ФККО) вся тара полипропиленовая, загрязненная теми или иными
веществами, является опасным отходом - в основном IV класса опасности.
Необходимо сопоставить данный отход с ФККО. Если ваш отход IV класса опасности,
то у утилизатора должна быть соответствующая лицензия. Если предприятие
считает, что это отход V класса опасности, и биотестирование это подтверждает,
то придется вводить этот отход в ФККО. Проводить биотестирование для полимерной
упаковочной пленки не нужно.
Также статьей 24.3 Закона № 89-ФЗ установлены требования к Единой государственной информационной системе учета отходов от использования товаров (ЕГИС УОИТ, uoit.fsrpn.ru). Статья 24.4 описывает порядок предоставления информации в ЕГИС УОИТ.
Правила создания, эксплуатации и модернизации ЕГИС УОИТ установлены постановлением Правительства РФ от 30.12.2015 № 1520 (далее - Правила). Согласно пункту 5.2.5 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования функции оператора ЕГИС УОИТ выполняет Росприроднадзор.
В соответствии с пунктом 17 Правил информация для включения в систему учета отходов предоставляется поставщиком информации безвозмездно по перечню согласно приложению 1, а также по формам согласно приложениям 2-11 посредством информационно-телекоммуникационных сетей в форме электронного документа, который создается и направляется с использованием программных средств системы учета отходов с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи. В разделе VI приложения 1 к Правилам установлены типы документации, сроки и форма ее представления для юридических лиц и ИП, осуществляющих деятельность в сфере обращения с отходами от использования товаров.Таким образом, утилизаторы обязаны направлять соответствующую информацию в Росприроднадзор для включения в ЕГИС УОИТ. Если утилизатор не внесет туда информацию, то у предприятия при рассмотрении поданной отчетности в Росприроднадзоре могут возникнуть сложности, связанные с тем, чтобы подтвердить достоверность указанных сведений, что отходы были именно утилизированы. Росприроднадзор может рекомендовать вам в качестве подтверждения достоверности предоставить документы контрагента-утилизатора: журналы учета отходов, форму 2-ТП (отходы), сведения о наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, соответствующую лицензию, сведения о технологии, которую он использует, чтобы однозначно установить факт утилизации данных отходов. Процедура описана в пунктах 15.1-15.10 Правил представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров.
Кроме того, необходимо помнить: если упаковка, подлежащая утилизации, произведена из вторичного сырья, к нормативу утилизации применяется понижающий коэффициент, рассчитываемый как разница между единицей и долей вторичного сырья, использованного при производстве такой упаковки. Поэтому целесообразно запросить сведения у поставщика упаковки, на основании какого документа осуществляется производство упаковки (ГОСТ, ТУ, ОСТ). Если документы в открытом доступе, то проверьте, есть ли по тексту указание об использовании вторсырья. Если в закрытом доступе, то попросите выкопировку из соответствующего документа, где бы был указан данный процент.
ДОКУМЕНТЫ
1. Фудеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
2. Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2017 № 2970-р «Об утверждении перечня товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств».
3. Федеральный закон от 31.12.2017 № 503-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты РФ».
4. Письмо Росприроднадзора от 02.04.2018 № АС-10-02-36/6274 «О направлении информации».
5. Приказ Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов».
6. Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 № 1520 «О единой государственной информационной системе учета отходов от использования товаров».
7. Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 № 400 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в постановление Правительства РФ от 22.07.2004 № 370».
8. Постановление Правительства РФ от 08.12.2015 № 1342 «Об утверждении Правил представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров» (в редакции от 17.10.2018).
Опубликовано в журнале "Экология производства" № 12, 2018 г.
- 26-27 марта 2025 года Алла Дудникова выступит в качестве лектора на семинаре "Экспертиза проектной документации: новые требования, актуальные вопросы"
- С 7 октября по 16 декабря 2024 года Алла Дудникова выступает в качестве лектора по программе «Экологическая безопасность предприятия и оценка воздействия на окружающую среду»
- Алла Дудникова выступает лектором в рамках обучения по программе "Специалист по юридическому сопровождению сделок с недвижимостью" НИУ ВШЭ
- В журнале "Справочник эколога" № 8, 2024 г. опубликована статья "Парниковые газы и углеродный след: особенности климатического законодательства"
- 16.05.2024 Надежда Бирюкова выступила с докладом на XXXIV Экологическом форуме
- 13.05.2024 Надежда Бирюкова приняла участие в онлайн-конференции по расчёту ущербов в Клубе ЭкоПрофи
- В журнале "Справочник эколога" № 4, 2024 г. опубликована статья "Какие изменения внесены в законодательство об экологической экспертизе?"
- 25.04.2024 Надежда Бирюкова прочитала лекцию на тему "Паспортизация и нормирование отходов" в очном курсе ИПК "Интеграл"
- 16-17 апреля 2024 года состоялся XXV Всероссийский конгресс "Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности: государственное регулирование"
- 16 апреля 2024 года прошел семинар ООО "ЦИР "Деловое образование.ру", на котором в качестве лектора выступила Алла Дудникова
- 12.04.2024 Надежда Бирюкова выступила на онлайн-практикуме АНО «Консультационный центр «Кодекс» "Практика обращения с отходами производства: новые требования к предприятиям в 2024 году"
- В журнале "Справочник эколога" № 3, 2024 г. опубликована статья "РОП: НПА, устанавливающие, как играть по новым правилам"
- С 25 по 28 марта 2024 года на базе "Экомотоклуба" прошел парусный лагерь
- 20.03.2024 Надежда Бирюкова выступила на онлайн-конференции по промышленной экологии и охране труда с темой "На что обратить внимание при сдаче отчётности по РОП за 2023 год"
- 11.03.2024 Алла Дудникова выступила в качестве лектора по программе «Основы экологической безопасности и предупреждения профессиональных рисков»
- В журнале "Экоспоры" № 1, 2024 г. опубликована статья "О новом перечне загрязняющих веществ, подлежащих государственному регулированию"
- Внимание конкурс!
- 28.02.2024 Алла Дудникова выступила на XI Годовом собрании теоретиков права
- 20.02.2024 Надежда Бирюкова выступила на Онлайн-практикуме АНО "Парадигма" с темой "Особенности природоохранной отчетной документации и некоторые нюансы деятельности объектов ОНВ III категории"
- 05.02.2024 Алла Дудникова выступила в качестве лектора по программе «Основы экологической безопасности и предупреждения профессиональных рисков»
- 19.02.2024 Алла Дудникова выступила в качестве лектора по программе «Основы экологической безопасности и предупреждения профессиональных рисков»
- Все новости