Все публикации

 

 

                     КАК ВЫПОЛНИТЬ НОРМАТИВ УТИЛИЗАЦИИ ОТХОДОВ

Ответ специалиста

Н.В. Бирюкова

В соответствии с пунктом 4 статьи 24.2 Закона № 89-ФЗ одним из ва­риантов обеспечения выполнения нормативов утилизации является за­ключение договора с ИП или юридическим лицом, осуществляющим утилизацию отходов от использования товаров (далее - утилизатор). Согласно пункту 9.1 той же статьи выполнение нормативов утилизации в таком случае подтверждается договором и актами утилизации отходов от использования товаров, утвержденными в порядке, установленном пунктом 16 статьи 24.2 Закона № 89-ФЗ.

Согласно пункту 9.2 той же статьи сведения о таких договорах и актах включаются в отчетность о выполнении нормативов утилизации. Отсюда делаем вывод, что именно с утилизатором должны быть оформлены дого­ворные отношения и договор в данном случае вполне может быть трехсторонним.

Необходимо понимать, что акт об утилизации может представить только непосредственный утилизатор, а не сборщик отходов. О необходимости заключать договоры именно с утилизатором в целях выполнения нормативов утилизации (с 31 декабря 2017 года) говорится и в постановлении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2018 № 12АП-10037/2018 по делу № А57-29864/2017 (далее - Постановление).

Формы акта утилизации действующим законодательством пока не установлены, есть только рекомендованные формы, размещенные на сайте Росприроднадзора (rpn.gov.ru/node/28826). Разумеется, лучше их использовать для оформления актов, но если акты будут представлены в другом виде, то негативных последствий быть не должно. Об этом также говорится в Постановлении.

На практике Росприроднадзор часто не принимает договоры, которые представляются в целях подтверждения выполнения нормативов утилизации и оформлены в виде договоров купли-продажи. Поэтому стоит уделить особое внимание оформлению договора купли-продажи (для этого рекомендуем ознакомиться с основными выводами анализа положений такого договора, представленными в Постановлении) и быть готовыми отстаивать его в суде или оформлять договор именно на ути­лизацию.

Относительно пункта 4.1 статьи 24.2 Закона № 89-ФЗ о выполнении нор­мативов утилизации за счет утилизации товаров (упаковки) аналогичного назначения отметим следующее. Перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, содержит графу «Категория товаров аналогичного назначения и (или) аналогичного способа обработки отходов от их использования» с порядковыми номерами, присвоенными группам товаров.

Норматив утилизации отходов от использования товаров может быть выполнен за счет утилизации отходов от использования товаров, входящих в различные группы товаров, только при условии одинакового значения в графе «Категория товаров аналогичного назначения и (или) аналогичного способа обработки отходов от их использования». Это подтверждает и пункт 6 Информации для руководства и использования в работе территориальными органами Росприроднадзора по применению положений Закона № 503- ФЗ, которая содержится в письме Росприроднадзора от 02.04.2018 № АС-10- 02-36/6274. Таким образом, передачей на утилизацию макулатуры закрыть норматив утилизации по полимерной упаковке не получится.

Что касается биг-бэгов из-под минерального порошка, то согласно Фе­деральному классификационному каталогу отходов (ФККО) вся тара полипропиленовая, загрязненная теми или иными веществами, является опасным отходом - в основном IV класса опасности. Необходимо сопоставить данный отход с ФККО. Если ваш отход IV класса опасности, то у утилизатора должна быть соответствующая лицензия. Если предприятие считает, что это отход V класса опасности, и биотестирование это подтверждает, то придется вводить этот отход в ФККО. Проводить биотестирование для полимерной упаковочной пленки не нужно.

Также статьей 24.3 Закона № 89-ФЗ установлены требования к Единой государственной информационной системе учета отходов от использования товаров (ЕГИС УОИТ, uoit.fsrpn.ru). Статья 24.4 описывает порядок предоставления информации в ЕГИС УОИТ.

Правила создания, эксплуатации и модернизации ЕГИС УОИТ установ­лены постановлением Правительства РФ от 30.12.2015 № 1520 (далее - Правила). Согласно пункту 5.2.5 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования функции оператора ЕГИС УОИТ выполняет Росприроднадзор.

В соответствии с пунктом 17 Правил информация для включения в си­стему учета отходов предоставляется поставщиком информации безвоз­мездно по перечню согласно приложению 1, а также по формам согласно приложениям 2-11 посредством информационно-телекоммуникационных сетей в форме электронного документа, который создается и направляется с использованием программных средств системы учета отходов с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи. В разделе VI приложения 1 к Правилам установлены типы документации, сроки и форма ее представления для юридических лиц и ИП, осуществляющих деятельность в сфере обращения с отходами от использования товаров.

Таким образом, утилизаторы обязаны направлять соответствующую ин­формацию в Росприроднадзор для включения в ЕГИС УОИТ. Если утилизатор не внесет туда информацию, то у предприятия при рассмотрении поданной отчетности в Росприроднадзоре могут возникнуть сложности, связанные с тем, чтобы подтвердить достоверность указанных сведений, что отходы  были именно утилизированы. Росприроднадзор может рекомендовать вам в качестве подтверждения достоверности предоставить документы контр­агента-утилизатора: журналы учета отходов, форму 2-ТП (отходы), сведения о наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, соответствующую лицензию, сведения о технологии, которую он использует, чтобы однозначно установить факт утилизации данных отходов. Процедура описана в пунктах 15.1-15.10 Правил представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров.

Кроме того, необходимо помнить: если упаковка, подлежащая утилиза­ции, произведена из вторичного сырья, к нормативу утилизации приме­няется понижающий коэффициент, рассчитываемый как разница между единицей и долей вторичного сырья, использованного при производстве такой упаковки. Поэтому целесообразно запросить сведения у поставщика упаковки, на основании какого документа осуществляется производство упаковки (ГОСТ, ТУ, ОСТ). Если документы в открытом доступе, то проверьте, есть ли по тексту указание об использовании вторсырья. Если в закрытом доступе, то попросите выкопировку из соответствующего документа, где бы был указан данный процент.

ДОКУМЕНТЫ

1. Фудеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

2. Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2017 № 2970-р «Об утверждении перечня товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств».

3. Федеральный закон от 31.12.2017 № 503-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты РФ».

4. Письмо Росприроднадзора от 02.04.2018 № АС-10-02-36/6274 «О на­правлении информации».

5. Приказ Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 «Об утверждении Фе­дерального классификационного каталога отходов».

6. Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 № 1520 «О единой государственной информационной системе учета отходов от использования товаров».

7. Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 № 400 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в постановление Правительства РФ от 22.07.2004 № 370».

8. Постановление Правительства РФ от 08.12.2015 № 1342 «Об утверждении Правил представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров» (в редакции от 17.10.2018).

                         Опубликовано в журнале "Экология производства" № 12, 2018 г.



Правовой EHS консалтинг
Общественный проект компании ЭКОТИМ
ЭКОЗАКОН
Документ месяца
 
статистика