- Статьи по теме "Санитарно-защитная зона"
- Статьи по теме "Обращение с отходами"
- Парниковые газы и углеродный след: особенности климатического законодательства
- О новом перечне загрязняющих веществ, подлежащих государственному регулированию
- Отчетность объектов III категории по отходам
- Отчетность объектов III категории по выбросам
- Устанавливайте СЗЗ своевременно!
- Практика и перспективы обращения с отходами I и II классов опасности
- Санитарно-защитные зоны: оригинальная судебная практика
- Объяснение через демонстрацию абсурда
- Судебная практика в отношении вскрышных пород
- РОП 2022: судебная практика
- От старого законодательства к новому: что говорят суды
- Как провести общественные обсуждения в рамках ОВОС
- Внедрение системы экологического менеджмента
- Неоднозначность и безграничность: попытка сделать воздухоохранное законодательство исполнимым снова не удалась
- С точки зрения эколога: что поменялось в санитарных правилах?
- Правовые нюансы использования отработанного масла в производстве
- "Регуляторная гильотина": обзор перечня неактуальных НПА
- Плата за НВОС для объектов III категории. Что говорят законодатель и правоприменитель?
- Алексей Владимирович Яблоков
- Снег, отход или не отход?
- Обзор судебной практики по возмещению вреда водным объектам
- Экологический контроль-четыреста сравнительно честных способов отъема денег
- Надо ли судиться с госорганами?
- Иск к предприятию: судебная практика
- Правовой EHS консалтинг, или иностранцы в России
- Незнание закона не освобождает от ответственности
- От старого законодательства к новому: что говорят суды 2
НОВЫЙ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ГЭЭ: ОБЗОР ИЗМЕНЕНИЙ
А.А.Самохина
Росприроднадзор обновил процедуру проведения государственной экологической экспертизы (далее — ГЭЭ) федерального уровня, утвердив новый регламент предоставления соответствующей госуслуги взамен ранее действующего. Новый регламент учитывает последние изменения законодательства в сфере ГЭЭ, однако вступит в силу только после признания прежнего утратившим силу. Какие же новые положения содержит утвержденный регламент по сравнению со старым?
КРУГ ЗАЯВИТЕЛЕЙ
В новом регламенте более четко
обозначен круг заявителей — он конкретизирован для каждого объекта ГЭЭ. Также
установлена возможность получения отказа в приеме документов при их подаче:
- лицом, не отнесенным к кругу
заявителей;
- заявителем, не имеющим
доверенности.
ОРГАН ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ
В регламент внесены критерии выбора
органа проведения экспертизы. Услуга может предоставляться центральным
аппаратом Росприроднадзора или его территориальными органами.
Поданные документы сначала передаются
в центральный аппарат Росприроднадзора для определения органа, который будет
проводить экспертизу, а затем уже передаются в данный орган на основании
поручения центрального аппарата или остаются в центральном аппарате
Росприроднадзора.
Орган, уполномоченный на проведение
экспертизы, определяется с учетом:
- территории осуществления
планируемой хозяйственной и иной деятельности;
- наличия на территории осуществления
деятельности территориального органа Росприроднадзора экспертов, обладающих
необходимыми научными и (или) практическими познаниями по рассматриваемому
объекту ГЭЭ;
- количества экспертиз, проводимых территориальным органом Росприроднадзора.
Порядок определения органа,
уполномоченного на проведение ГЭЭ, не применяется в
рамках предоставления государственной услуги в отношении следующих объектов:
- материалы общего допустимого улова
в районе добычи (вылова) водных биоресурсов во внутренних морских водах Российской
Федерации, территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе
Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации
(кроме материалов общего допустимого улова морских млекопитающих, а также их
корректировки);
- проектная документация объектов,
строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах
Байкальской природной территории (кроме объектов, оказывающих негативное
воздействие на окружающую среду, I, II и III
категорий);
- планы предупреждения и ликвидации
разливов нефти и нефтепродуктов, отнесенные к объектам ГЭЭ федерального уровня
в соответствии с требованиями Федеральных законов № 187-ФЗ и № 155-ФЗ.
Заявительные документы в перечисленных
случаях направляются непосредственно в территориальный орган Росприроднадзора. уполномоченный
на организацию и проведение ГЭЭ на территории планируемого осуществления
деятельности.
СРОК ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ
Срок проведения экспертизы обновлен в соответствии с сокращенным сроком, введенным в Федеральный закон № 174-ФЗ в декабре 2019 г. ГЭЭ проводится в срок, не превышающий 2 месяца.
Срок отсчитывается от даты утверждения приказа или решения о проведении экспертизы Росприроднадзором. Данный срок может быть продлен на 1 месяц по заявлению заявителя.
Для отдельных
объектов экспертизы установлен свой срок согласно законодательству в
соответствующей сфере (табл. 1).
Таблица 1. Сроки проведения ГЭЭ для
отдельных объектов
Объект |
Срок |
Проектная
документация объектов инфраструктуры территорий опережающего
социально-экономического развития, подпадающих под необходимость ГЭЭ |
Не больше 45
календарных дней после предварительной оплаты экпертизы в полном объеме |
Проектная
документация объектов, находящихся на территории Особой экономической зоны
Калининградской области, подпадающих под необходимость ГЭЭ |
Не больше 45
календарных дней после предварительной оплаты экспертизы и приемки комплекта
заявительных документов в полном объеме. Срок может быть продлен на 30 календарных
дней |
ЗАЯВИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Для проведения ГЭЭ заявитель
представляет в Росприроднадзор:
- заявление (форма заявления установлена
приложением к регламенту);
- документацию, являющуюся объектом
экспертизы и содержащую материалы по оценке воздействия на окружающую среду;
- заключение общественной экологической
экспертизы в случае ее проведения;
- иные документы (при наличии).
Как и в действующем регламенте, для
получения услуги документы в Росприроднадзор можно представить:
-
лично;
- по почте;
- в электронном виде через единый
портал госуслуг (если документы не содержат сведения, составляющие
государственную тайну, и не относятся к служебной информации ограниченного
распространения).
При подаче документов в электронном
виде их необходимо подписать усиленной квалифицированной электронной подписью.
ОТКАЗ В ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ГОСУСЛУГИ
Как и во многих других современных
административных регламентах, в рассматриваемом регламенте установлен запрет на
повторный отказ в предоставлении государственной услуги по основаниям, не
указанным в первоначальном отказе.
Исключение
составляют следующие случаи:
- изменение требований нормативных правовых
актов, касающихся предоставления услуги, после первоначальной подачи заявления
о предоставлении услуги;
- наличие ошибок в заявлении о
предоставлении услуги и документах, поданных заявителем после первоначального
отказа в приеме документов и не включенных в представленный ранее комплект
документов;
- истечение срока действия документов
или изменение информации после первоначального отказа в приеме документов,
необходимых для услуги;
- выявление документально подтвержденного
факта (признаков) ошибочного или противоправного действия (бездействия)
должностного лица органа, предоставляющего услугу, при первоначальном отказе в
приеме документов, необходимых для предоставления услуги, о чем в письменном
виде уведомляется заявитель, ему также приносятся извинения за доставленные
неудобства.
Данное нарушение является предметом
досудебного обжалования, по этой причине заявитель может подать жалобу в орган,
предоставляющий получаемую услугу.
Полагаем, что доставленные неудобства
стоят не только извинений, но и материальной компенсации дополнительных
расходов, для чего можно обращаться в суд. Особенно, если госорган будет
извиняться на регулярной основе.
ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПЕРТИЗЫ И ПРОДЛЕНИЕ ЕЕ СРОКА
Внесены дополнения и в сам процесс проведения ГЭЭ. Так, при согласии экспертной комиссии и наличии технической возможности члены экспертной комиссии, а также заявитель, его представители, представители заинтересованных органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций могут участвовать в заседаниях экспертной комиссий путем использования систем видеоконференцсвязи.
В действующем регламенте такого положения нет, однако Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 № 440 «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году» (в ред. от 01.10.2020) установлено, что до 31.12.2020 при предоставлении государственной услуги могут использоваться средства дистанционного взаимодействия.
Основанием для продления срока
проведения ГЭЭ является заявление, поданное не позднее дня, следующего за днем
заключительного заседания. Заявление должно быть подано не менее чем за 10
рабочих дней до окончания срока проведения экспертизы.
Напомним, в предыдущем регламенте возможность продления срока ГЭЭ определялась экспертной комиссией при несогласии более одной трети ее списочного состава с выводами проекта сводного заключения экспертизы.
В общем виде предоставление госуслуги
по организации и проведению ГЭЭ выглядит следующим образом (табл. 2).
Таблица 2. Этапы и сроки проведения ГЭЭ
Этап |
Срок |
|
Регистрация поданных документов в
территориальном органе Росприроднадзора |
1 день |
7-10 дней |
Проверка подачи документов лицом, входящим
в круг заявителей и уполномоченным на это |
||
Проверка действительности ЭЦП (при
электронной подаче) |
||
Перенаправление в центральный аппарат
Росприроднадзора |
2 дня |
|
Проверка принадлежности объекта
экспертизы к объектам федерального уровня |
||
Определение органа, уполномоченного
на проведение ГЭЭ (центральный аппарат или территориальный орган), и
подготовка поручения (копия поручения направляется заявителю) |
4-7 дней |
|
Направление Росприроднадзором
межведомственных запросов (при непредставлении соответствующей информации
заявителем) |
||
Проверка комплектности пакета
материалов |
||
Подготовка сметы расходов на
проведение ГЭЭ и уведомление заявителя о необходимости оплаты |
||
При выявлении некомплектности
заявителю направляется уведомление о необходимости предоставить документы |
На предоставление недостающих
документов заявителю отводится 30 календарных дней с даты получения
уведомления |
|
Оплата экспертизы заявителем |
Оплата производится в течение 30
календарных дней со дня получения уведомления |
|
Издание Росприроднадзором приказа или
решения о проведении экспертизы |
15 календарных дней после оплаты |
2 месяца |
Проведение ГЭЭ экспертной комиссией |
||
Утверждение заключения ГЭЭ приказом
или решением Росприроднадзора |
||
Продление срока проведения ГЭЭ по
заявлению, поданному заявителем не позднее дня, следующего за днем
заключительного заседания |
ГЭЭ продляется на срок не более 1
месяца |
- проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах особо охраняемых природных территорий (далее — ООПТ) федерального значения, на Байкальской природной территории, а также проектной документации особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов обороны и безопасности, строительсгво, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах ООПТ регионального и местного значения, в случаях, если строительство, реконструкция таких объектов в границах ООПТ допускаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;
- проектная документация искусственных
земельных участков, создание которых предполагается осуществлять на водных
объектах, находящихся в собственности Российской Федерации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ГЭЭ
В случае утраты заключения ГЭЭ
заявитель, ранее получивший результат предоставления государственной услуги,
вправе получить в Росприроднадзоре (территориальном органе Росприроднадзора)
дубликат этого заключения. Также предусмотрена процедура внесения изменений в
заключение при обнаружении в нем опечаток и ошибок.
Росприроднадзор (территориальный орган Росприроднадзора) ведет реестр выданных заключений ГЭЭ, информация из реестра публикуется на сайте Росприроднадзора.
Статья опубликована в журнале "Справочник эколога" № 11, 2020 г.
- 26-27 марта 2025 года Алла Дудникова выступит в качестве лектора на семинаре "Экспертиза проектной документации: новые требования, актуальные вопросы"
- С 7 октября по 16 декабря 2024 года Алла Дудникова выступает в качестве лектора по программе «Экологическая безопасность предприятия и оценка воздействия на окружающую среду»
- Алла Дудникова выступает лектором в рамках обучения по программе "Специалист по юридическому сопровождению сделок с недвижимостью" НИУ ВШЭ
- В журнале "Справочник эколога" № 8, 2024 г. опубликована статья "Парниковые газы и углеродный след: особенности климатического законодательства"
- 16.05.2024 Надежда Бирюкова выступила с докладом на XXXIV Экологическом форуме
- 13.05.2024 Надежда Бирюкова приняла участие в онлайн-конференции по расчёту ущербов в Клубе ЭкоПрофи
- В журнале "Справочник эколога" № 4, 2024 г. опубликована статья "Какие изменения внесены в законодательство об экологической экспертизе?"
- 25.04.2024 Надежда Бирюкова прочитала лекцию на тему "Паспортизация и нормирование отходов" в очном курсе ИПК "Интеграл"
- 16-17 апреля 2024 года состоялся XXV Всероссийский конгресс "Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности: государственное регулирование"
- 16 апреля 2024 года прошел семинар ООО "ЦИР "Деловое образование.ру", на котором в качестве лектора выступила Алла Дудникова
- 12.04.2024 Надежда Бирюкова выступила на онлайн-практикуме АНО «Консультационный центр «Кодекс» "Практика обращения с отходами производства: новые требования к предприятиям в 2024 году"
- В журнале "Справочник эколога" № 3, 2024 г. опубликована статья "РОП: НПА, устанавливающие, как играть по новым правилам"
- С 25 по 28 марта 2024 года на базе "Экомотоклуба" прошел парусный лагерь
- 20.03.2024 Надежда Бирюкова выступила на онлайн-конференции по промышленной экологии и охране труда с темой "На что обратить внимание при сдаче отчётности по РОП за 2023 год"
- 11.03.2024 Алла Дудникова выступила в качестве лектора по программе «Основы экологической безопасности и предупреждения профессиональных рисков»
- В журнале "Экоспоры" № 1, 2024 г. опубликована статья "О новом перечне загрязняющих веществ, подлежащих государственному регулированию"
- Внимание конкурс!
- 28.02.2024 Алла Дудникова выступила на XI Годовом собрании теоретиков права
- 20.02.2024 Надежда Бирюкова выступила на Онлайн-практикуме АНО "Парадигма" с темой "Особенности природоохранной отчетной документации и некоторые нюансы деятельности объектов ОНВ III категории"
- 05.02.2024 Алла Дудникова выступила в качестве лектора по программе «Основы экологической безопасности и предупреждения профессиональных рисков»
- 19.02.2024 Алла Дудникова выступила в качестве лектора по программе «Основы экологической безопасности и предупреждения профессиональных рисков»
- Все новости