- Статьи по теме "Санитарно-защитная зона"
- Статьи по теме "Обращение с отходами"
- Парниковые газы и углеродный след: особенности климатического законодательства
- О новом перечне загрязняющих веществ, подлежащих государственному регулированию
- Отчетность объектов III категории по отходам
- Отчетность объектов III категории по выбросам
- Устанавливайте СЗЗ своевременно!
- Практика и перспективы обращения с отходами I и II классов опасности
- Санитарно-защитные зоны: оригинальная судебная практика
- Объяснение через демонстрацию абсурда
- Судебная практика в отношении вскрышных пород
- РОП 2022: судебная практика
- От старого законодательства к новому: что говорят суды
- Как провести общественные обсуждения в рамках ОВОС
- Внедрение системы экологического менеджмента
- Неоднозначность и безграничность: попытка сделать воздухоохранное законодательство исполнимым снова не удалась
- С точки зрения эколога: что поменялось в санитарных правилах?
- Правовые нюансы использования отработанного масла в производстве
- "Регуляторная гильотина": обзор перечня неактуальных НПА
- Плата за НВОС для объектов III категории. Что говорят законодатель и правоприменитель?
- Алексей Владимирович Яблоков
- Снег, отход или не отход?
- Обзор судебной практики по возмещению вреда водным объектам
- Экологический контроль-четыреста сравнительно честных способов отъема денег
- Надо ли судиться с госорганами?
- Иск к предприятию: судебная практика
- Правовой EHS консалтинг, или иностранцы в России
- Незнание закона не освобождает от ответственности
- От старого законодательства к новому: что говорят суды 2
СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ I и II КЛАССОВ ОПАСНОСТИ: что меняется для полигонов
Н.В. Бирюкова
Федеральный закон от 26.07.2019 № 225-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления"
и Федеральный закон "О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»"»
(далее - Закон № 225-ФЗ) дополнил ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 №
89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) следующими
определениями.
СЛОВАРЬ
Федеральный оператор по обращению с отходами I и II классов опасности - юридическое лицо, уполномоченное в соответствии с настоящим федеральным законом обеспечивать и осуществлять деятельность по обращению с отходами I и II классов опасности на территории РФ (далее также - федеральный оператор);
Оператор по обращению с отходами I и II классов опасности - индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, которые обладают правом в соответствии с настоящим федеральным законом осуществлять деятельность по обращению с отходами I и II классов опасности, полученными от иных индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, в результате хозяйственной и (или] иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, и имеют лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности в отношении соответствующих видов работ с отходами I и II классов опасности.
(Из ст. 1 Закона № 89-ФЗ)
Также Закон № 225-ФЗ дополнил Закон № 89-ФЗ ст. 14.1-14.4, которые содержат основные положения, касающиеся
функционирования федерального оператора по обращению с отходами I и II
классов опасности, и требования к федеральной схеме обращения с отходами I и II
классов опасности.
Итак, федеральный оператор
по обращению с отходами I и II классов опасности определяется
Правительством Российской Федерации (по предложению Росатома и согласованию с
Минприроды РФ) и будет выполнять следующие функции (ст. 14.1):
- осуществлять
деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации,
обезвреживанию, размещению отходов I и II классов опасности самостоятельно или
с привлечением операторов по обращению с отходами I и II
классов опасности;
- представлять
в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области
государственного регулирования тарифов, предложения по установлению тарифов на
услуги федерального оператора по обращению с отходами I и II
классов опасности;
- выполнять
задачи оператора государственной информационной системы учета и контроля за
обращением с отходами I и II классов опасности. Пунктом 4 ст. 14.2 Закона № 89-ФЗ установлено, что индивидуальные
предприниматели,
юридические лица, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых
образуются отходы
I и
II классов опасности, федеральный оператор, операторы по
обращению с отходами I и II классов опасности, региональные
операторы по обращению с ТКО обязаны осуществлять свою деятельность в
соответствии с федеральной схемой обращения с отходами I и II
классов опасности.
Схема утверждается Правительством РФ, требования к
содержанию данной схемы описаны в п. 1 указанной статьи. Она должна включать в
том числе сведения об операторах по обращению с отходами I и II
классов опасности, сведения о местах нахождения, мощности, технических
характеристиках объектов обработки, утилизации, обезвреживания и размещения
отходов I и II классов опасности и схему потоков отходов I и II классов
опасности от источников их образования до объектов обработки, утилизации,
обезвреживания и размещения отходов I и II классов опасности.
Не последнюю роль в становлении системы обращения с
отходами I и II классов опасности играет государственная информационная система
учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности, которая
должна содержать информацию об отходах I и II классов опасности, необходимую для
разработки и корректировки федеральной схемы обращения с отходами I и II
классов опасности (см. ст. 14.3). Порядок создания,
эксплуатации и модернизации данной системы устанавливается Правительством
Российской Федерации. Установлено, что индивидуальные предприниматели и
юридические лица, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых
образуются отходы I и II классов опасности, федеральный оператор, операторы по
обращению с отходами I и II
классов опасности, региональные операторы по обращению с твердыми
коммунальными отходами обеспечивают представление полной, достоверной,
актуальной информации и своевременность ее размещения в государственной
информационной системе учета и контроля за обращением с отходами I и II
классов опасности.
В ст. 14.4
изложены особенности обращения с отходами I и II классов опасности: так,
индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и
(или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности,
осуществляют обращение с данными отходами самостоятельно при наличии в
собственности или на ином законном основании объектов обезвреживания и (или)
размещения отходов I и II классов опасности. В иных случаях они обязаны
заключить соответствующий договор и передать данные отходы федеральному
оператору в соответствии с договорами на оказание услуг по обращению с отходами
I и II классов
опасности. Формы типовых договоров на оказание данных услуг утверждаются
Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 4 данной
статьи сбор отходов I и II классов опасности у их образователей могут
осуществлять операторы по обращению с отходами I и II классов опасности при
условии заключения указанными операторами с федеральным оператором договора на
оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности в соответствии
с федеральной схемой обращения с отходами I и II классов опасности. Данные
услуги оплачиваются согласно установленным тарифам.
Прием отходов I и II
классов опасности, входящих в состав ТКО, федеральным оператором от
регионального оператора осуществляется на основании договора, заключение
которого также является обязательным.
Чтобы создаваемая система
обращения с отходами I и II классов опасности заработала, Правительство РФ
должно сделать следующее (см. таблицу).
РЕАЛИЗАЦИЯ НОВОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ I И II КЛАССОВ ОПАСНОСТИ
Результат на 20.12.2019
1. Установить порядок разработки, утверждения
и корректировки федеральной схемы обращения с отходами I и II классов
опасности, требований к ее составу 2. Утвердить федеральную схему обращения отходами I и II классов опасности 3. Утвердить форму типового договора оказания
услуг по обращению с отходами I и II классов опасности 4. Утвердить основы ценообразования, правил регулирования тарифов по обращению с отходами I и II классов опасности, а также определить федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов по обращению с отходами I и II классов опасности 5. Утвердить положение о государственной информационной системе учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности 6. Утвердить федерального оператора по обращению с отходами I и II классов опасности. Минприроды России должно согласовывать предложения ГК «Росатом» по кандидатуре федерального оператора (согласно Постановлению Правительства РФ от 26.10.2019 № 1372 «О внесении изменения в Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии РФ») |
Такой порядок установлен, см. Постановление Правительства РФ от 10.10.2019 № 1305 «Об утверждении Правил разработки, утверждения и корректировки федеральной схемы обращения с отходами I и II классов опасности» Пока не утверждена Утверждена, см. Постановление Правительства
РФ от Не утверждены Утверждена, см. Постановление Правительства РФ от 18.10.2019 № 1346 «Об утверждении Положения о государственной информационной системе учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности» Федеральным оператором стало ФГУП «РосРАО» (предприятие ГК «Росатом»), распоряжение Правительства РФ от 14.11.2019 № 2684-р |
Согласно п. 3 ст. 3 Закона № 225-ФЗ договоры
на обращение с отходами I и II классов опасности, которые заключены до дня вступления в силу этого
федерального закона (то есть до 25.09.2019), действуют до истечения одного
календарного года со дня утверждения Правительством РФ федеральной схемы обращения
с отходами I и II классов опасности, если меньший срок не
предусмотрен такими договорами.
Итак, исходя из
представленной информации, ответы на поставленные вопросы
следующие.
Вы имеете право заниматься
вашей деятельностью в части обращения с отходами I и II классов опасности, как
и раньше, в течение одного календарного года с момента утверждения федеральной
схемы обращения с отходами I и II классов опасности, при этом необходимо
учитывать положения п. 3 ст. 3 Закона № 225-ФЗ о сроке действия заключенных
ранее договоров с хозяйствующими субъектами.
Ваша организация сможет и
дальше продолжать свою деятельность, если ваш объект будет включен в
федеральную схему обращения с отходами I и II классов опасности и будет заключен
соответствующий договор с федеральным оператором отходов I и II классов
опасности.
Федеральная схема
обращения с отходами I и II классов опасности разрабатывается Государственной
корпорацией по атомной энергии «Росатом» и должна включать в том числе сведения
о местах нахождения, мощности, технических характеристиках объектов обработки,
утилизации, обезвреживания и размещения отходов I и II классов опасности, сведения
об операторах по обращению с отходами I и II классов опасности, схему потоков
отходов I и II классов опасности от источников их образования до объектов
обработки, утилизации, обезвреживания и размещения.
Если ваш объект не состоит
в данной схеме, вам следует представить необходимые сведения в государственную
информационную систему учета и контроля за обращением с отходами I и II классов
опасности (см. пп. 12- 20 Положения о государственной
информационной системе учета и контроля за обращением с отходами I и II классов
опасности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.10.2019
№ 1346). Соответствующие изменения в федеральную схему обращения с
отходами I и II классов опасности должны быть внесены в течение 3 мес.
Федеральным оператором
определено ФГУП «РосРАО» (предприятие ГК «Росатом»).
Отдельно отметим, что
федеральная система обращения с опасными отходами создается в рамках реализации
федерального проекта «Создание инфраструктуры, обеспечивающей безопасное
обращение с отходами I и II классов опасности» в составе национального проекта
«Экология». Предусматривается создание производственно-логистической инфраструктуры
и 7 производственно-технических комплексов по обработке, утилизации и
обезвреживанию отходов I—II
классов опасности. Информацию по ним можно отслеживать на сайте ФГУП «РосРАО»
(предприятие Госкорпорации «Росатом»).
Согласно информации ФГУП «РосРАО», представленной в
частном разъяснении (исх. письмо №214-1/4290И от 11.12.2019),
утвердить федеральную схему обращения с отходами I и II классов опасности
планируется не ранее IV квартала 2020 г. Таким образом, до конца 2021 г. обращение с отходами I и II классов опасности будет осуществляться
в том же порядке, что и сейчас.
Опубликовано в журнале "Экология производства" № 1, 2020 г.
- 26-27 марта 2025 года Алла Дудникова выступит в качестве лектора на семинаре "Экспертиза проектной документации: новые требования, актуальные вопросы"
- С 7 октября по 16 декабря 2024 года Алла Дудникова выступает в качестве лектора по программе «Экологическая безопасность предприятия и оценка воздействия на окружающую среду»
- Алла Дудникова выступает лектором в рамках обучения по программе "Специалист по юридическому сопровождению сделок с недвижимостью" НИУ ВШЭ
- В журнале "Справочник эколога" № 8, 2024 г. опубликована статья "Парниковые газы и углеродный след: особенности климатического законодательства"
- 16.05.2024 Надежда Бирюкова выступила с докладом на XXXIV Экологическом форуме
- 13.05.2024 Надежда Бирюкова приняла участие в онлайн-конференции по расчёту ущербов в Клубе ЭкоПрофи
- В журнале "Справочник эколога" № 4, 2024 г. опубликована статья "Какие изменения внесены в законодательство об экологической экспертизе?"
- 25.04.2024 Надежда Бирюкова прочитала лекцию на тему "Паспортизация и нормирование отходов" в очном курсе ИПК "Интеграл"
- 16-17 апреля 2024 года состоялся XXV Всероссийский конгресс "Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности: государственное регулирование"
- 16 апреля 2024 года прошел семинар ООО "ЦИР "Деловое образование.ру", на котором в качестве лектора выступила Алла Дудникова
- 12.04.2024 Надежда Бирюкова выступила на онлайн-практикуме АНО «Консультационный центр «Кодекс» "Практика обращения с отходами производства: новые требования к предприятиям в 2024 году"
- В журнале "Справочник эколога" № 3, 2024 г. опубликована статья "РОП: НПА, устанавливающие, как играть по новым правилам"
- С 25 по 28 марта 2024 года на базе "Экомотоклуба" прошел парусный лагерь
- 20.03.2024 Надежда Бирюкова выступила на онлайн-конференции по промышленной экологии и охране труда с темой "На что обратить внимание при сдаче отчётности по РОП за 2023 год"
- 11.03.2024 Алла Дудникова выступила в качестве лектора по программе «Основы экологической безопасности и предупреждения профессиональных рисков»
- В журнале "Экоспоры" № 1, 2024 г. опубликована статья "О новом перечне загрязняющих веществ, подлежащих государственному регулированию"
- Внимание конкурс!
- 28.02.2024 Алла Дудникова выступила на XI Годовом собрании теоретиков права
- 20.02.2024 Надежда Бирюкова выступила на Онлайн-практикуме АНО "Парадигма" с темой "Особенности природоохранной отчетной документации и некоторые нюансы деятельности объектов ОНВ III категории"
- 05.02.2024 Алла Дудникова выступила в качестве лектора по программе «Основы экологической безопасности и предупреждения профессиональных рисков»
- 19.02.2024 Алла Дудникова выступила в качестве лектора по программе «Основы экологической безопасности и предупреждения профессиональных рисков»
- Все новости