- Статьи по теме "Санитарно-защитная зона"
- Статьи по теме "Обращение с отходами"
- Парниковые газы и углеродный след: особенности климатического законодательства
- О новом перечне загрязняющих веществ, подлежащих государственному регулированию
- Отчетность объектов III категории по отходам
- Отчетность объектов III категории по выбросам
- Устанавливайте СЗЗ своевременно!
- Практика и перспективы обращения с отходами I и II классов опасности
- Санитарно-защитные зоны: оригинальная судебная практика
- Объяснение через демонстрацию абсурда
- Судебная практика в отношении вскрышных пород
- РОП 2022: судебная практика
- От старого законодательства к новому: что говорят суды
- Как провести общественные обсуждения в рамках ОВОС
- Внедрение системы экологического менеджмента
- Неоднозначность и безграничность: попытка сделать воздухоохранное законодательство исполнимым снова не удалась
- С точки зрения эколога: что поменялось в санитарных правилах?
- Правовые нюансы использования отработанного масла в производстве
- "Регуляторная гильотина": обзор перечня неактуальных НПА
- Плата за НВОС для объектов III категории. Что говорят законодатель и правоприменитель?
- Алексей Владимирович Яблоков
- Снег, отход или не отход?
- Обзор судебной практики по возмещению вреда водным объектам
- Экологический контроль-четыреста сравнительно честных способов отъема денег
- Надо ли судиться с госорганами?
- Иск к предприятию: судебная практика
- Правовой EHS консалтинг, или иностранцы в России
- Незнание закона не освобождает от ответственности
- От старого законодательства к новому: что говорят суды 2
ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ ВЫБРОСОВ ОТ ПЕРЕДВИЖНЫХ
ИСТОЧНИКОВ
ВЫБРОСЫ АВТОТРАНСПОРТА
Н.В.
Бирюкова
- результаты проведения сводных расчетов загрязнения
атмосферного воздуха - это обобщенные сведения о концентрациях загрязняющих
веществ, отражающие состояние атмосферного воздуха на территории населенного
пункта, его части или на территории индустриального (промышленного) парка и
полученные с использованием методов расчетов рассеивания выбросов на основании
данных о выбросах загрязняющих веществ всех стационарных и передвижных
источников, влияющих на качество атмосферного воздуха на указанных территориях;
- утверждение методики определения выбросов
загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источников
предполагается в целях проведения сводных расчетов загрязнения
атмосферного воздуха;
- органы государственной власти субъектов РФ будут вправе организовать проведение сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха, включая их актуализацию, на территории соответствующего субъекта РФ. То есть речь идет и о субъектах РФ, не включенных в обязательном порядке в эксперимент по квотированию.
При этом п. 1 ст. 22 Закона № 96-ФЗ в редакции Закона № 195-ФЗ излагается следующим образом.
ПУНКТ 1 СТАТЬИ 22 ЗАКОНА № 96-ФЗ
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и [или] иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, проводят инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии), документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.
В
остальные пункты ст. 22 изменения не внесены, и там по-прежнему речь идет
только об инвентаризации стационарных источников выбросов.
Также данная статья дополнена п. 5 следующего содержания.
ПУНКТ 5 СТАТЬИ 22 ЗАКОНА № 96-ФЗ
Сведения, полученные
в результате проведения инвентаризации источников выбросов и выбросов
загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников,
которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте,
оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии), и
корректировки этой инвентаризации, используются органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации при проведении сводных расчетов загрязнения
атмосферного воздуха.
В письме Минприроды
России от 18,09.2019 № 12-47/22545 «О необходимости проведения корректировки
данных инвентаризации выбросов» подтверждается необходимость доработки порядка
инвентаризации. Следует, однако, обратить внимание, что данное письмо не
является нормативным правовым актом, обязательным для применения.
В Законе № 96-ФЗ
появилась новая ст. 22.1 «Проведение сводных расчетов загрязнения атмосферного
воздуха», в которой также речь идет о том, что выбросы загрязняющих веществ в
атмосферный воздух от передвижных источников нужны для проведения сводных
расчетов.
Дополнен п. 1 ст. 30.
Теперь юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны «представлять
в орган государственной власти субъекта Российской Федерации по его запросу
сведения, полученные в результате проведения инвентаризации источников выбросов
и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных
и передвижных источников, и корректировки этой инвентаризации на объектах,
оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, для проведения сводных
расчетов загрязнения атмосферного воздуха».
Исходя из всего
сказанного и учитывая, что в другие положения Закона № 96-ФЗ, касающиеся
нормативов выбросов, изменения относительно передвижных источников не внесены,
можно сделать вывод, что инвентаризация передвижных источников проводится
только по запросу уполномоченного органа субъекта РФ, в котором решили
проводить сводный расчет загрязнения атмосферного воздуха.
При этом действующий
в настоящее время Порядок проведения инвентаризации, утвержденный приказом №
352, касается только стационарных источников, поэтому
провести инвентаризацию передвижных источников в принципе невозможно. Даже если
учитывать п. 42 данного Порядка и считать, что хозяйствующие субъекты должны
провести корректировку инвентаризации на основании изменения воздухоохранного
законодательства, заключающегося в необходимости учета выбросов от передвижных источников,
то на это есть срок в один год (изменения вступили в силу 1 ноября 2019 г.).
Также надо будет
дождаться корректировки пп. 2-4 ст. 22 Закона № 96- ФЗ, порядка инвентаризации,
утверждения методики определения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный
воздух от передвижных источников.
Что касается методики
определения выбросов от передвижных источников, то разработанный проект,
размещенный на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов, вообще
не касается передвижных источников на объектах HBOG. Предлагаемая методика
предназначена для расчета выбросов от совокупности передвижных источников,
движущихся по автомобильным дорогам. Возможно, будет разработана еще одна
методика.
Таким образом, пока
нет порядка инвентаризации передвижных источников, пока нет утвержденных в установленном
порядке методик расчета выбросов от них, не стоит спешить с корректировкой
инвентаризации и добавлением в нее передвижных источников. В настоящее время в
рамках действующего законодательства это сделать просто невозможно.
Также следует
обратить внимание на то, что определения понятий стационарного и передвижного источников
остались прежними.
В нормативы включать
передвижные источники не надо: в этой части требования законодательства не
изменились.
Платить за НВОС от
передвижных источников также не нужно, плата по-прежнему вносится только за
выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками
(ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).
Актуализировать
сведения об объекте НВОС нет необходимости, так как в госреестр и заявку
включаются сведения только о стационарных источниках выбросов с указанием их географических
координат (согласно подп. «д» п. 5 Правил, утвержденных Постановлением
Правительства РФ от 23.06.2016 № 572, и форме заявки, утвержденной приказом
Минприроды России от 23.12.2015 № 554).
- 26-27 марта 2025 года Алла Дудникова выступит в качестве лектора на семинаре "Экспертиза проектной документации: новые требования, актуальные вопросы"
- С 7 октября по 16 декабря 2024 года Алла Дудникова выступает в качестве лектора по программе «Экологическая безопасность предприятия и оценка воздействия на окружающую среду»
- Алла Дудникова выступает лектором в рамках обучения по программе "Специалист по юридическому сопровождению сделок с недвижимостью" НИУ ВШЭ
- В журнале "Справочник эколога" № 8, 2024 г. опубликована статья "Парниковые газы и углеродный след: особенности климатического законодательства"
- 16.05.2024 Надежда Бирюкова выступила с докладом на XXXIV Экологическом форуме
- 13.05.2024 Надежда Бирюкова приняла участие в онлайн-конференции по расчёту ущербов в Клубе ЭкоПрофи
- В журнале "Справочник эколога" № 4, 2024 г. опубликована статья "Какие изменения внесены в законодательство об экологической экспертизе?"
- 25.04.2024 Надежда Бирюкова прочитала лекцию на тему "Паспортизация и нормирование отходов" в очном курсе ИПК "Интеграл"
- 16-17 апреля 2024 года состоялся XXV Всероссийский конгресс "Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности: государственное регулирование"
- 16 апреля 2024 года прошел семинар ООО "ЦИР "Деловое образование.ру", на котором в качестве лектора выступила Алла Дудникова
- 12.04.2024 Надежда Бирюкова выступила на онлайн-практикуме АНО «Консультационный центр «Кодекс» "Практика обращения с отходами производства: новые требования к предприятиям в 2024 году"
- В журнале "Справочник эколога" № 3, 2024 г. опубликована статья "РОП: НПА, устанавливающие, как играть по новым правилам"
- С 25 по 28 марта 2024 года на базе "Экомотоклуба" прошел парусный лагерь
- 20.03.2024 Надежда Бирюкова выступила на онлайн-конференции по промышленной экологии и охране труда с темой "На что обратить внимание при сдаче отчётности по РОП за 2023 год"
- 11.03.2024 Алла Дудникова выступила в качестве лектора по программе «Основы экологической безопасности и предупреждения профессиональных рисков»
- В журнале "Экоспоры" № 1, 2024 г. опубликована статья "О новом перечне загрязняющих веществ, подлежащих государственному регулированию"
- Внимание конкурс!
- 28.02.2024 Алла Дудникова выступила на XI Годовом собрании теоретиков права
- 20.02.2024 Надежда Бирюкова выступила на Онлайн-практикуме АНО "Парадигма" с темой "Особенности природоохранной отчетной документации и некоторые нюансы деятельности объектов ОНВ III категории"
- 05.02.2024 Алла Дудникова выступила в качестве лектора по программе «Основы экологической безопасности и предупреждения профессиональных рисков»
- 19.02.2024 Алла Дудникова выступила в качестве лектора по программе «Основы экологической безопасности и предупреждения профессиональных рисков»
- Все новости