Все публикации

 

          ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ ВЫБРОСОВ ОТ ПЕРЕДВИЖНЫХ ИСТОЧНИКОВ

          ВЫБРОСЫ АВТОТРАНСПОРТА

 

Н.В. Бирюкова

 Если внимательно вчитаться в ст. 7 Федерального закона от 26.07.2019 № 195-ФЗ «О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха» (далее - Закон № 195-ФЗ), то можно увидеть, что:

- результаты проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха - это обобщенные сведения о концентрациях загрязняющих веществ, отражающие состояние атмосферного воздуха на территории населенного пункта, его части или на территории индустриального (промышленного) парка и полученные с использованием методов расчетов рассеивания выбросов на основании данных о выбросах загрязняющих веществ всех стационарных и передвижных источников, влияющих на качество атмосферного воздуха на указанных территориях;

- утверждение методики определения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источников предполагается в целях проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха;

- органы государственной власти субъектов РФ будут вправе организовать проведение сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха, включая их актуализацию, на территории соответствующего субъекта РФ. То есть речь идет и о субъектах РФ, не включенных в обязательном порядке в эксперимент по квотированию.

При этом п. 1 ст. 22 Закона № 96-ФЗ в редакции Закона № 195-ФЗ излагается следующим образом.

ПУНКТ 1 СТАТЬИ 22 ЗАКОНА № 96-ФЗ

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и [или] иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, проводят инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии), документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.

В остальные пункты ст. 22 изменения не внесены, и там по-прежнему речь идет только об инвентаризации стационарных источников выбросов.

Также данная статья дополнена п. 5 следующего содержания.

ПУНКТ 5 СТАТЬИ 22 ЗАКОНА № 96-ФЗ

Сведения, полученные в результате проведения инвентаризации источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии), и корректировки этой инвентаризации, используются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при проведении сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха.

В письме Минприроды России от 18,09.2019 № 12-47/22545 «О необходимости проведения корректировки данных инвентаризации выбросов» подтверждается необходимость доработки порядка инвентаризации. Следует, однако, обратить внимание, что данное письмо не является нормативным правовым актом, обязательным для применения.

В Законе № 96-ФЗ появилась новая ст. 22.1 «Проведение сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха», в которой также речь идет о том, что выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источников нужны для проведения сводных расчетов.

Дополнен п. 1 ст. 30. Теперь юридические лица и индивидуальные пред­приниматели обязаны «представлять в орган государственной власти субъекта Российской Федерации по его запросу сведения, полученные в результате проведения инвентаризации источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, и корректировки этой инвентаризации на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, для проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха».

Исходя из всего сказанного и учитывая, что в другие положения Закона № 96-ФЗ, касающиеся нормативов выбросов, изменения относительно передвижных источников не внесены, можно сделать вывод, что инвентаризация передвижных источников проводится только по запросу уполномоченного органа субъекта РФ, в котором решили проводить сводный расчет загрязнения атмосферного воздуха.

При этом действующий в настоящее время Порядок проведения инвентаризации, утвержденный приказом № 352, касается только стационарных источников, поэтому провести инвентаризацию передвижных источников в принципе невозможно. Даже если учитывать п. 42 данного Порядка и считать, что хозяйствующие субъекты должны провести корректировку инвентаризации на основании изменения воздухоохранного законодательства, заключающегося в необходимости учета выбросов от передвижных источников, то на это есть срок в один год (изменения вступили в силу 1 ноября 2019 г.).

Также надо будет дождаться корректировки пп. 2-4 ст. 22 Закона № 96- ФЗ, порядка инвентаризации, утверждения методики определения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источников.

Что касается методики определения выбросов от передвижных источников, то разработанный проект, размещенный на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов, вообще не касается передвижных источников на объектах HBOG. Предлагаемая методика предназначена для расчета выбросов от совокупности передвижных источников, движущихся по автомобильным дорогам. Возможно, будет разработана еще одна методика.

Таким образом, пока нет порядка инвентаризации передвижных источников, пока нет утвержденных в установленном порядке методик расчета выбросов от них, не стоит спешить с корректировкой инвентаризации и добавлением в нее передвижных источников. В настоящее время в рамках действующего законодательства это сделать просто невозможно.

Также следует обратить внимание на то, что определения понятий стационарного и передвижного источников остались прежними.

В нормативы включать передвижные источники не надо: в этой части требования законодательства не изменились.

Платить за НВОС от передвижных источников также не нужно, плата по-прежнему вносится только за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Актуализировать сведения об объекте НВОС нет необходимости, так как в госреестр и заявку включаются сведения только о стационарных источниках выбросов с указанием их географических координат (согласно подп. «д» п. 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.06.2016 № 572, и форме заявки, утвержденной приказом Минприроды России от 23.12.2015 № 554).

      Опубликовано в журнале "Экология производства" № 1, 2020 г.
Правовой EHS консалтинг
Общественный проект компании ЭКОТИМ
ЭКОЗАКОН
Документ месяца
 
статистика