- Статьи по теме "Санитарно-защитная зона"
- Статьи по теме "Обращение с отходами"
- Парниковые газы и углеродный след: особенности климатического законодательства
- О новом перечне загрязняющих веществ, подлежащих государственному регулированию
- Отчетность объектов III категории по отходам
- Отчетность объектов III категории по выбросам
- Устанавливайте СЗЗ своевременно!
- Практика и перспективы обращения с отходами I и II классов опасности
- Санитарно-защитные зоны: оригинальная судебная практика
- Объяснение через демонстрацию абсурда
- Судебная практика в отношении вскрышных пород
- РОП 2022: судебная практика
- От старого законодательства к новому: что говорят суды
- Как провести общественные обсуждения в рамках ОВОС
- Внедрение системы экологического менеджмента
- Неоднозначность и безграничность: попытка сделать воздухоохранное законодательство исполнимым снова не удалась
- С точки зрения эколога: что поменялось в санитарных правилах?
- Правовые нюансы использования отработанного масла в производстве
- "Регуляторная гильотина": обзор перечня неактуальных НПА
- Плата за НВОС для объектов III категории. Что говорят законодатель и правоприменитель?
- Алексей Владимирович Яблоков
- Снег, отход или не отход?
- Обзор судебной практики по возмещению вреда водным объектам
- Экологический контроль-четыреста сравнительно честных способов отъема денег
- Надо ли судиться с госорганами?
- Иск к предприятию: судебная практика
- Правовой EHS консалтинг, или иностранцы в России
- Незнание закона не освобождает от ответственности
- От старого законодательства к новому: что говорят суды 2
ПЛАТА ЗА НВОС ДЛЯ ОБЪЕКТОВ III КАТЕГОРИИ.
ЧТО ГОВОРЯТ ЗАКОНОДАТЕЛЬ И ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬ?
М.С. Дивович
Что говорит законодатель?
Что говорит правоприменитель?
Что делать природопользователям – владельцам объектов III категории?
ЧТО ГОВОРИТ ЗАКОНОДАТЕЛЬ?
Федеральный закон № 7-ФЗ
Плата за НВОС
Плата за негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС) взимается за следующие его виды:
- выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;
- сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
- хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Лица, обязанные вносить плату
Плату за НВОС обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность, оказывающую НВОС, за исключением хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность исключительно на объектах IV категории.
Плательщиками платы за НВОС при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов (далее — ТКО), являются хозяйствующие субъекты, при осуществлении которыми деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за НВОС при размещении ТКО являются региональные операторы, операторы по обращению с ТКО, осуществляющие деятельность по их размещению.
Порядок определения платежной базы
Платежной базой для исчисления платы за НВОС по итогам отчетного периода является объем или масса выбросов, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления.
Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля (далее — ПЭК) для каждого стационарного источника, фактически использовавшегося в отчетный период, в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, класса опасности отходов.
При определении платежной базы учитываются объем и (или) масса выбросов, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов (далее — НДВ, НДС, ВРВ, ВРС), превышающие такие нормативы, выбросы и сбросы (включая аварийные), технологические нормативы, а также учитываются лимиты на размещение отходов и их превышение.
Информация о платежной базе представляется за отчетный период в составе декларации о плате за НВОС.
Величина платежной базы для расчета размера квартальных авансовых платежей определяется в соответствии со ст. 16.4 Федерального закона № 7-ФЗ.
Порядок исчисления платы за
НВОС
Плата за НВОС по итогам отчетного периода исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных ст. 16.3 Федерального закона № 7-ФЗ, и суммирования полученных величин.
Ставки платы за НВОС устанавливаются за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, а также за размещение отходов по классу их опасности.
При исчислении платы за НВОС в отношении территорий и объектов, находящихся под особой охраной в соответствии с федеральными законами, а также при исчислении платы за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании и (или) рассеивании попутного нефтяного газа (далее — ПНГ), применяются дополнительные коэффициенты.
Ставки платы за НВОС и дополнительные коэффициенты устанавливаются Правительством РФ.
В целях стимулирования хозяйствующих субъектов к проведению мероприятий по снижению НВОС и внедрению наилучших доступных технологий при исчислении платы за НВОС к ставкам такой платы применяются следующие коэффициенты (действуют с расчета платы за 2020 г.):
Коэффи-циент |
Условие применения |
0 |
За объем или массу отходов, подлежащих накоплению и фактически утилизированных с момента образования в собственном производстве или переданных для утилизации в течение установленного срока |
1 |
За объем или массу выбросов, сбросов загрязняющих веществ в пределах НДВ, НДС |
1 |
За объем или массу отходов, размещенных в пределах лимитов на их размещение, а также в соответствии с отчетностью об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов |
25 |
За объем или массу выбросов, сбросов загрязняющих веществ в пределах ВРВ, ВРС, а также за объем или массу выбросов, сбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные для объектов III категории НДВ, НДС |
25 |
За объем или массу отходов, размещенных с превышением установленных лимитов на их размещение либо указанных в декларации о воздействии на окружающую среду (далее — ДВОС), а также в отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов |
В целях стимулирования хозяйствующих субъектов к проведению мероприятий по снижению НВОС при исчислении платы за НВОС при размещении отходов к ставкам такой платы применяются следующие коэффициенты:
Коэффи-циент |
Условие применения |
0 |
При размещении отходов V класса опасности добывающей промышленности посредством закладки искусственно созданных полостей в горных породах при рекультивации земель и почвенного покрова |
0,3 |
При размещении отходов, которые образовались в собственном производстве, в пределах установленных лимитов на их размещение на объектах размещения отходов (далее — ОРО), принадлежащих хозяйствующему субъекту |
0,5 |
При размещении отходов IV, V классов опасности, которые образовались при утилизации ранее размещенных отходов перерабатывающей и добывающей промышленности |
0,67 |
При размещении отходов III класса опасности, которые образовались в процессе обезвреживания отходов II класса опасности |
0,49 |
При размещении отходов IV класса опасности, которые образовались в процессе обезвреживания отходов III класса опасности |
0,33 |
При размещении отходов IV класса опасности, которые образовались в процессе обезвреживания отходов II класса опасности |
При размещении отходов на ОРО, исключающих НВОС, плата за размещение отходов не взимается.
При исчислении платы за НВОС хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на объектах III категории, объем или масса выбросов, сбросов загрязняющих веществ, указанные в отчете по ПЭК, признаются осуществляемыми в пределах НДВ, НДС, за исключением радиоактивных веществ, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности).
При исчислении платы за НВОС лица, обязанные
вносить плату, вправе осуществлять самостоятельно корректировку ее размера, за
исключением случаев, предусмотренных п. 9 ст. 16.3 Федерального закона № 7-ФЗ.
Из суммы платы за НВОС вычитаются затраты на реализацию мероприятий по снижению НВОС, фактически произведенные лицами, обязанными вносить плату, в пределах исчисленной платы за НВОС раздельно в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, класса опасности отходов.
Затратами на реализацию мероприятий по снижению НВОС признаются документально подтвержденные расходы лиц, обязанных вносить плату, в отчетном периоде на финансирование мероприятий, предусмотренных п. 4 ст. 17 Федерального закона № 7-ФЗ и включенных в план мероприятий по охране окружающей среды или программу повышения экологической эффективности, а также расходы на реализацию мероприятий по обеспечению использования и утилизации ПНГ.
Вышеуказанные затраты, не учтенные при исчислении платы за НВОС в отчетном периоде, могут быть учтены в последующие отчетные периоды, но не более чем в течение срока выполнения плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности.
Правила исчисления и взимания платы за НВОС устанавливаются Правительством РФ.
Порядок
и сроки внесения платы за НВОС
Отчетным периодом в отношении внесения платы за НВОС признается календарный год.
Плата за НВОС, исчисленная по итогам отчетного периода, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1 марта года, следующего за отчетным периодом.
Лица, обязанные вносить плату, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, вносят квартальные авансовые платежи (кроме IV квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода.
К СВЕДЕНИЮ
Лица, обязанные вносить
плату, вправе выбрать один из следующих способов определения размера
квартального авансового платежа для каждого вида НВОС, за которое взимается
плата:
1) в размере 1/4 части суммы
платы за НВОС, подлежащей уплате (с учетом корректировки размера платы в соответствии
с пп. 10-12.1 ст. 16.3 Федерального закона № 7-ФЗ) за предыдущий год;
2) в размере 1/4 части суммы
платы за НВОС, при исчислении которой платежная база определяется исходя из объема
или массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ в пределах НДВ, НДС, ВРВ, ВРС,
лимитов на размещение отходов;
3) в размере, определенном
путем умножения платежной базы, которая определена на основе данных ПЭК об
объеме или о массе выбросов, сбросов загрязняющих веществ либо об объеме или о
массе размещенных отходов в предыдущем квартале текущего отчетного периода, на соответствующие ставки
платы за НВОС с применением коэффициентов, установленных ст. 16.3 Федерального
закона N° 7-ФЗ.
Квартальные авансовые платежи не вносятся в текущем отчетном периоде лицами, обязанными вносить плату, в случае начала осуществления хозяйственной и (или) иной деятельности указанными лицами в течение данного отчетного периода.
Выбранный способ определения размера квартального авансового платежа на год, следующий за отчетным периодом, по каждому виду НВОС указывается лицами, обязанными вносить плату, в составе декларации о плате за НВОС за отчетный период.
Правила исчисления квартальных авансовых платежей определяются в соответствии с правилами исчисления и взимания платы за НВОС.
Несвоевременное или неполное внесение платы за НВОС лицами, обязанными вносить плату, в т.ч. квартальных авансовых платежей, влечет за собой уплату пеней в размере 1/300 ключевой ставки Банка России, действующей на день уплаты пеней, но не более чем в размере 0,2 % за каждый день просрочки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению платы за НВОС, в т.ч. квартальных авансовых платежей.
Не позднее 10 марта года, следующего за отчетным периодом, лица, обязанные вносить плату, представляют в уполномоченный орган по месту нахождения объекта, оказывающего НВОС, декларацию о плате за НВОС.
Порядок представления декларации о плате за НВОС и ее форма устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Контроль
за правильностью исчисления платы за НВОС, полнотой и своевременностью ее
внесения
Такой контроль осуществляется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Излишне уплаченные суммы платы за НВОС подлежат возврату по заявлению лиц, обязанных вносить плату, или зачету в счет будущих отчетных периодов. Недоимки по плате за НВОС за отчетный период подлежат уплате лицами, обязанными вносить плату.
Правила контроля устанавливаются Правительством РФ.
Временно
разрешенные выбросы, сбросы
Установление ВРВ, ВРС допускается только при наличии плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, разрабатываемых в соответствии со ст. 67.1 Федерального закона № 7-ФЗ.
Производственный
экологический контроль
Программа ПЭК содержит сведения:
- об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников;
- об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников;
- об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения;
- о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление ПЭК;
- о собственных и (или) привлекаемых аккредитованных испытательных лабораториях (центрах);
- о периодичности и методах осуществления ПЭК, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.
План мероприятий
по охране окружающей среды, программа повышения экологической эффективности
В случае невозможности соблюдения НДВ, НДС хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на объектах II и III категорий, на период поэтапного достижения НДВ, НДС разрабатывается и утверждается план мероприятий по охране окружающей среды.
Постановление № 255
Мндi — платежная база за выбросы или сбросы i-гo загрязняющего вещества, определяемая лицом, обязанным вносить плату, за отчетный период как объем или масса выбросов или сбросов загрязняющих веществ в количестве равном либо менее установленных НДВ или НДС, технологических нормативов.
Для объектов III категории платежная база за выбросы или сбросы i-гo загрязняющего вещества определяется как объем или масса выбросов или сбросов i-гo загрязняющего вещества, указанные в отчете по ПЭК.
Для объектов III категории платежная база за размещение отходов j-гo класса опасности (за исключением ТКО) определяется как объем или масса размещенных отходов (за исключением ТКО) в количестве, указанном в отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов.
Приказ № 74
Раздел
«Сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух
и их источников» программы ПЭК должен содержать в том числе:
-
сведения об инвентаризации выбросов, ее последней корректировке;
- показатель суммарной массы выбросов отдельно по каждому загрязняющему веществу по каждому источнику и по объекту в целом, в т.ч. с указанием маркерных веществ.
СЛОВАРЬ
Маркерные
вещества - загрязняющие вещества, характеризующие применяемые технологии и
особенности производственного процесса на объекте.
Раздел
«Сведения об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и
их источников» программы ПЭК должен содержать:
- сведения о
заключенных договорах водопользования и (или) выданных решениях о
предоставлении водного объекта в пользование;
- показатель суммарной массы сброса отдельно по каждому загрязняющему веществу по каждому выпуску и объекту в целом;
- показатель суммарного объема сброса сточных вод по каждому отдельному выпуску и по объекту в целом;
- сведения о ведении учета сточных вод (производственных, хозяйственно-бытовых, дождевых, талых, поливомоечных, дренажных вод, отводимых с территории объекта) и источников их образования, стационарных источников сбросов загрязняющих веществ в водные объекты или в системы водоотведения, включая очистные сооружения, эксплуатируемые на объекте, имеющем сбросы в водный объект, в т.ч. сведения о схемах систем водопотребления и водоотведения, о средствах измерения расхода сброса (наименование, погрешность, свидетельство о поверке средств измерений), а также о сроках проведения такого учета.
Раздел «Сведения об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения» должен содержать, помимо прочего, сведения об отходах, образующихся в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности, в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов.
В План-график контроля должны включаться загрязняющие вещества, в т.ч. маркерные, которые присутствуют в выбросах стационарных источников и в отношении которых установлены технологические нормативы, предельно допустимые выбросы, временно согласованные выбросы с указанием используемых методов контроля (расчетные и инструментальные) показателей загрязняющих веществ в выбросах стационарных источников, а также периодичность проведения контроля (расчетными и инструментальными методами контроля) в отношении каждого стационарного источника выбросов и выбрасываемого им загрязняющего вещества, включая случаи работы технологического оборудования в измененном режиме более трех месяцев или перевода его на новый постоянный режим работы и завершения капитального ремонта или реконструкции установки,
В План-график контроля не включаются источники, выброс от которых по результатам рассеивания не превышает 0,1 ПДКмр загрязняющих веществ на границе предприятия.
Подраздел "Производственный контроль в области охраны и использования водных объектов" программы ПЭК должен содержать, помимо прочего:
- программу проведения измерений качества сточных и (или) дренажных вод;
- план-график проведения проверок работы очистных сооружений;
- программу ведения регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной.
Программа проведения измерений качества сточных и (или) дренажных вод должна содержать перечень определяемых загрязняющих веществ и показателей, соответствующий НДС, ВРС, периодичность отбора и анализа проб сточных вод, места отбора проб, указание аттестованных методик (методов) измерений.
Периодичность отбора и анализа проб сточных вод для объектов III категории устанавливается не менее одного раза в квартал, по показателю токсичность — не менее одного раза в квартал.
Федеральный закон № 96-ФЗ
Общие требования к
хозяйственной деятельности
Для осуществления выбросов загрязняющих веществ в атмосферный
воздух на объектах III категории получение комплексного экологического разрешения
(далее — КЭР) и заполнение ДВОС не требуются. Хозяйствующие субъекты, осуществляющие
деятельность на указанных объектах, представляют в уполномоченный
Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной
власти субъекта Российской Федерации в уведомительном порядке отчетность
о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Плата за выбросы
загрязняющих веществ в атмосферный воздух
За выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей взимается плата в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Опубликовано в журнале "Справочник эколога" № 2, 2020 г.
- 26-27 марта 2025 года Алла Дудникова выступит в качестве лектора на семинаре "Экспертиза проектной документации: новые требования, актуальные вопросы"
- С 7 октября по 16 декабря 2024 года Алла Дудникова выступает в качестве лектора по программе «Экологическая безопасность предприятия и оценка воздействия на окружающую среду»
- Алла Дудникова выступает лектором в рамках обучения по программе "Специалист по юридическому сопровождению сделок с недвижимостью" НИУ ВШЭ
- В журнале "Справочник эколога" № 8, 2024 г. опубликована статья "Парниковые газы и углеродный след: особенности климатического законодательства"
- 16.05.2024 Надежда Бирюкова выступила с докладом на XXXIV Экологическом форуме
- 13.05.2024 Надежда Бирюкова приняла участие в онлайн-конференции по расчёту ущербов в Клубе ЭкоПрофи
- В журнале "Справочник эколога" № 4, 2024 г. опубликована статья "Какие изменения внесены в законодательство об экологической экспертизе?"
- 25.04.2024 Надежда Бирюкова прочитала лекцию на тему "Паспортизация и нормирование отходов" в очном курсе ИПК "Интеграл"
- 16-17 апреля 2024 года состоялся XXV Всероссийский конгресс "Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности: государственное регулирование"
- 16 апреля 2024 года прошел семинар ООО "ЦИР "Деловое образование.ру", на котором в качестве лектора выступила Алла Дудникова
- 12.04.2024 Надежда Бирюкова выступила на онлайн-практикуме АНО «Консультационный центр «Кодекс» "Практика обращения с отходами производства: новые требования к предприятиям в 2024 году"
- В журнале "Справочник эколога" № 3, 2024 г. опубликована статья "РОП: НПА, устанавливающие, как играть по новым правилам"
- С 25 по 28 марта 2024 года на базе "Экомотоклуба" прошел парусный лагерь
- 20.03.2024 Надежда Бирюкова выступила на онлайн-конференции по промышленной экологии и охране труда с темой "На что обратить внимание при сдаче отчётности по РОП за 2023 год"
- 11.03.2024 Алла Дудникова выступила в качестве лектора по программе «Основы экологической безопасности и предупреждения профессиональных рисков»
- В журнале "Экоспоры" № 1, 2024 г. опубликована статья "О новом перечне загрязняющих веществ, подлежащих государственному регулированию"
- Внимание конкурс!
- 28.02.2024 Алла Дудникова выступила на XI Годовом собрании теоретиков права
- 20.02.2024 Надежда Бирюкова выступила на Онлайн-практикуме АНО "Парадигма" с темой "Особенности природоохранной отчетной документации и некоторые нюансы деятельности объектов ОНВ III категории"
- 05.02.2024 Алла Дудникова выступила в качестве лектора по программе «Основы экологической безопасности и предупреждения профессиональных рисков»
- 19.02.2024 Алла Дудникова выступила в качестве лектора по программе «Основы экологической безопасности и предупреждения профессиональных рисков»
- Все новости