Все публикации

 

Санитарно-защитные зоны: анализируем изменения в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. Продолжение.

А.Г.Дудникова.

ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ № 3 К САНПИН 2.2.1/2.1.1.1200-03

Изменения и дополнения № 3 в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 были внесены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.09.2010 № 122 «Об утверждении СанПиН 2.2.1/2.1.1.2739-10 "Изменения и дополнения № 3 к СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция"» и введены в действие с 12 ноября 2010 г.

Данные изменения породили наибольшее количество проблем и вызвали огромное количество вопросов, с которыми мы живем и по сей день.

Согласно изменениям, внесенным в п. 1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, теперь требования данных СанПиН не распространяются на действующие предприятия, но распространяются в том числе на эксплуатацию вновь строящихся и реконструируемых предприятий:


Было

Стало

1.2. Требования настоящих санитарных правил рас­пространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых и действующих промышленных объектов экспериментальных производств, объектов ком­мунального назначения, спорта, торговли, обще­ственного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др.

1.2. Требования настоящих санитарных правил рас­пространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и про­изводств, объектов транспорта, связи, сельского хо­зяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.

 

Отметим, что, например, в пп. 3.5 и 3.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 содер­жатся нормы, которые напрямую относятся к действующим предприятиям:

Извлечение из СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03

(в ред. Изменений и дополнений № 3)

3.5. [...] Для действующих объектов[1], являющихся источниками загрязнения среды обитания человека, разрешается проведение реконструкции или пере­профилирование производств при условии снижения всех видов воздействия на среду обитания до предельно допустимой концентрации (ПДК) при хими­ческом и биологическом воздействии и предельно допустимого уровня (ПДУ) при воздействии физических факторов с учетом фона. [...]

3.12. Размеры санитарно-защитной зоны для проектируемых, реконструи­руемых и действующих промышленных объектов и производств устанавливаются на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электро­магнитные поля (ЭМП) и др.) по разработанным в установленном порядке мето­дикам, с оценкой риска здоровью для промышленных объектов и производств I и II классов опасности (расчетная санитарно-защитная зона).

Факт исключения действующих предприятий из зоны действия требований СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 вовсе не означает, что действующее предприятие не должно иметь СЗЗ, а означает лишь то, что данные СанПиН на действующие предприятия не распространяются. Логично предположить, что для действующих предприятий в настоящее время разрабатываются отдельные правила по уста­новлению размеров СЗЗ, однако официально такая информация не была подтверждена. Таким образом, на сегодняшний день, с одной стороны, у нас есть СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, из зоны действия требований которого исключены действующие предприятия, а с другой — нормы данного документа и иных норма­тивно-правовых актов, которые распространяются на действующие предприятия.

Остальные изменения, внесенные в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, не менее значимы и тоже вызывают вопросы.

Изменение № 2 освободило от разработки проектов СЗЗ объекты V класса опасности, для которых не требовалось сокращение размера СЗЗ. Изменения и дополнения № 3 продолжили данное начинание — СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 был дополнен п. 3.17 следующего содержания

Извлечение из СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03

(в ред. Изменений и дополнений № 3)

3.17. При размещении объектов малого бизнеса, относящихся к V классу опасности, в условиях сложившейся градостроительной ситуации (при невозможности соблюдения размеров ориентировочной санитарно-защитной зоны) необходимо обоснование размещения таких объектов с ориентировочными расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные излучения). При подтверждении расчетами на границе жилой застройки соблюдения установленных гигиенических нормативов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и уровней физи­ческого воздействия на атмосферный воздух населенных мест проект обоснования санитарно-защитной зоны не разрабатывается, натурные исследования и измерения атмосферного воздуха не проводятся.

Для действующих объектов малого бизнеса V класса опасности в качестве обоснования их размещения используются данные исследований атмосферного воздуха и измерений физических воздействий на атмосферный воздух, полученные в рамках проведения надзорных мероприятий.

Для размещения микропредприятий малого бизнеса с количеством работающих не более 15 человек необходимо уведомление от юридического лица или индивидуального предпринимателя о соблюдении действующих санитарно-гигиенических требований и нормативов на границе жилой застройки. Подтверждением соблюдения гигиенических нормативов на границе жилой застройки являются результаты натурных исследований атмосферного воздуха и измерений уровней физических воздействий на атмосферный воздух в рамках проведения надзорных мероприятий.

Как мы видим, несмотря на указание в п. 1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 на то, что требования данных СанПиН не распространяются на действующие предприятия, в тексте документа были сохранены существовавшие и добавлены новые нормы, касающиеся действующих предприятий.

В соответствии с изменениями, внесенными в п. 4.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, из оснований для установления, изменения размеров установленных СЗЗ исклю­чены натурные исследования:

Было

Стало

4.2. Установление, изменение размеров установ­ленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется Постановлением Главного государ­ственного санитарного врача Российской Федера­ции на основании:

предварительного заключения Управления Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации;

-действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;

-экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосфер­ного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.), выполненной аккредитованными организациями;

-оценки риска здоровью населения;

систематических (годовых) натурных иссле­дований и измерений загрязнения атмосферного воздуха (не менее пятидесяти дней исследова­ний на каждый ингредиент в отдельной точке), уровней физического воздействия на атмосферный воздух.

4.2. Установление, изменение размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации на основании:

-предварительного заключения Управления Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации;

-действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;

-экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.), выполненной аккредитованными организациями;

-оценки риска здоровью населения. В случае, если расстояние от границы промышленного объекта, производства или иного объекта в 2 раза и более превышает нормативную (ориентировочную) санитарно-защитную зону до границы нормируемых территорий, выполнение работ по оценке риска для здоровья населения нецелесообразно.

В отношении объектов I и II классов опасности указано, что подтверждением соблюдения гигиенических нормативов на границе жилой застройки являются результаты натурных исследований атмосферного воздуха и измерений уровней физических воздействий на атмосферный воздух в рамках проведения надзорных мероприятий, а также данные производственного контроля. Однако данное требование стоит обособленно и не включено в перечень оснований для установ­ления (изменения размеров) СЗЗ. В отношении остальных объектов нет и этого уточнения, т.е. натурные исследования для них не требуются вообще. Соответ­ственно, можно предположить, что окончательное установление размеров СЗЗ может выполняться непосредственно после прохождения санитарно-эпидемиологической экспертизы (экспертизы ФГУЗ).

Отметим, что остались нетронутыми нормы пп. 2.2, 4.1, 4.5, 4.6, в которых по-прежнему упоминаются натурные исследования.

Внесенными изменениями было исключено выполнение работ по оценке риска для здоровья населения при разработке проекта СЗЗ следующих объектов: животноводческие и птицеводческие предприятия; кладбища; объекты, расстояние от границ которых до границ нормируемых территорий в 2 и более раза превышает нормативную (ориентировочную) СЗЗ.

Одно уточнение было внесено в санитарную классификацию промышленных объектов — к V классу опасности теперь относятся предприятия по переработке мяса до 5 т/сут. без копчения (ранее ограничением была только мощность мясного производства).

Таким образом, в настоящее время мы вынуждены работать в правовом поле последних изменений в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, самых революционных и, наверное, самых некорректных, т.к. теперь при применении данных СанПиН нам приходится часто вспоминать принципы разрешения правовых коллизий — «новая норма отменяет действие старой», «специальная норма отменяет действие общей» и т.д. Кроме того, каждый раз нам приходится оценивать, насколько корректно применение норм СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 к действующим предприятиям.

Изменения и дополнения № 3 в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 вызвали большое сопротивление со стороны отдельных сотрудников Роспотребнадзора — они стали трактовать внесенные изменения по-своему, полагая, что:

СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 все еще распространяются на действующие предприятия;

если в нормативную СЗЗ предприятия IV или V класса опасности попадает селитебная территория, то проект СЗЗ этого предприятия также должен быть разработан;

если селитебная территория не попадает в нормативную СЗЗ предприятия IV или V класса опасности, но жители жалуются на данное предприятие или на соседнее (!), то проект СЗЗ также должен быть разработан;

натурные исследования также должны проводиться и т.п. (далее — Письмо № 01/16400-0-32). В данном письме были даны комментарии к вызвавшей у природопользователей наибольшее количество вопросов поправке о том, что действие требований СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не распространяется на действующие предприятия. При этом письмо не столько давало пояснения к принятым изменениям, сколько либо повторяло слово в слово нормы СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, либо сообщало положения, не подтвержденные текстом данного документа.

Поскольку письмо не является нормативно-правовым актом, теоретически оно не может устанавливать самостоятельных требований к третьим лицам, в т.ч. к предприятиям и другим хозяйствующим субъектам. Однако в судебной практике ООО «Экотим», о которой пойдет речь в следующих номерах журнала, был прецедент, когда судья посчитала нужным отклонить доводы предприятия, ссыла­вшегося на СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, сославшись на Письмо № 01/16400-0-32. Правда, другой стороной в деле выступал прокурор. К счастью, не для всех судей это является достаточной мотивацией. Решение суда было отменено следующей же инстанцией, а потом стечением времени было отменено и само письмо.

Итак, размеры и границы СЗЗ согласно Письму № 01/16400-0-32 не уста­навливаются для действующих промышленных объектов и производств в следующих случаях:

-если расстояния от границы территории промышленной площадки пред­приятий до нормируемых территорий составляет ориентировочный размер СЗЗ для указанного класса объекта или превышает его;

-для объектов, которые в течение последних 5 лет работают стабильно, без увеличения количества источников выбросов в атмосферный воздух и объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, без изменения технологических процессов, при отсутствии обращений населения на загрязнение атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух;

-для объектов, расположенных на удалении от нормируемых территорий на расстояние 10 км и более, при условии, что в радиусе 1000 м от границы территории объекта отсутствуют родовые угодья коренных малочисленных народов, другие нормируемые территории, перспективная жилая застройка, в соответствии с генеральным планом развития городского или сельского поселения, не будет приближаться к границе ориентировочной СЗЗ предприятия;

-для объектов, расположенных в промышленной зоне и не имеющих непо­средственных границ с нормируемыми территориями. Для группы промышленных объектов и производств устанавливается единая СЗЗ.

Далее в Письме № 01/16400-0-32 приведены условия, при которых установ­ление СЗЗ для действующего объекта необходимо статистика