Все публикации

 

                 

             ПРИКАЗ МИНПРИРОДЫ РОССИИ ОТ 07.08.2018 № 352: 

         ДОЛГОЖДАННЫЙ ПОРЯДОК ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ВЫБРОСОВ

А.А.Самохина

В статье рассмотрим Порядок проведения инвентаризации стацио­нарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утвержденный Приказом Минприроды России от 07.08.2018 № 352 (вступит в силу 26.04.2019; далее — Порядок, Приказ).

Приказом установлено, что документация по инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, утвержденная до вступления в силу Приказа, является действующей и подлежит корректировке в случаях, предусмотренных Порядком.

В случае если на действующем объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС), отсутствует утвержденная документация по инвентаризации выбросов, она должна быть оформлена в соответствии с требованиями Порядка и утверждена не позднее двух лет со дня вступления в силу Приказа, т.е. к 26.04.2021.

На новых объектах, оказывающих НВОС, инвентаризация выбросов проводится не позднее чем через два года после выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию указанных объектов.

Корректировка данных инвентаризации выбросов проводится не позднее одного года со дня возникновения обстоятельств, предусматривающих необходимость корректировки. 

При этом проводить инвентаризацию заново не нужно; сведения, необходимые для корректировки, готовятся в соответствии с Порядком и вносятся в имеющийся отчет о результатах инвентаризации выбросов, также в отчете указываются причины корректировки, а на его титульном листе — дата корректировки.


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ


Привычное нам требование о проведении инвентаризации раз в 5 лет, которое содержится в используемой сегодня Инструкции по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (утв. Госкомприроды СССР, 1991; далее — Инструкция) отсутствует. И вообще, какая-либо периодичность новым Порядком не установлена. Тем не менее по тексту документа встречается упоминание «следующей инвентаризации».

Полагаем, предприятиям, имеющим действующую инвентаризацию, нужно будет только корректировать ее в установленных случаях. Следовательно, разработке природоохранных документов предприятиям можно будет использовать результаты инвентаризации, действующей на момент вступления в силу Порядка, с учетом внесенных в нее корректировок.

КОРРЕКТИРОВКА ДАННЫХ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ

Установленные случаи корректировки данных инвентаризации выбросов соответствуют требованиям ст. 22 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», добавлен только случай изменения объемов производства. Насколько сильно должны измениться объемы производства, чтобы возникла необходимость в корректировке данных инвентаризации, не установлено. Видимо, здесь придется руководствоваться здравым смыслом.

Вместе с тем подобная грань установлена для корректировки данных инвентаризации в следующих случаях:

   изменение объема и (или) массы выбросов при замене технологического оборудования, сырья, материалов, топливно-энергетических ресурсов;

   выявление несоответствия между показателями выбросов, полученными по результатам производственного экологического контроля или в ходе проверки,  и данными последней утвержденной инвентаризации выбросов.

Так, если фактические выбросы конкретного источника по конкретному веществу превышают более чем на 25 % максимальные разовые выбросы или более чем на 10 % суммарные годовые (валовые) показатели, соответствующие нормативам выбросов (технологическим нормативам, предельно допустимым, временно согласованным или временно разрешенным выбросам), данные инвентаризации подлежат корректировке. В этом случае необходима также подготовка предложений для разработки новых нормативов выбросов.

 Периодичность проведения инвентаризации выбросов новым Порядком не установлена.

Поскольку основание «изменение объемов производства» законом не преду­смотрено (здесь можно утверждать о недопустимости выставления подзаконным актом нового требования), полагаем, что проводить корректировку данных инвентаризации следует в том случае, если изменение объемов производства привело к изменению состава, объема или массы выбросов и в таких же коли­чествах, как изложено выше.

Если в период действия утвержденной инвентаризации выбросов приняты новые инструментальные или расчетные методики определения выбросов, то они используются для расчета выбросов при проведении очередной корректировки.

РЕШЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ

Для целей проведения инвентаризации выбросов или ее корректировки на пред­приятии издается решение, в котором определяются сроки проведения инвен­таризации и назначается ответственное за ее проведение лицо.

Хозяйствующий субъект определяет место хранения (хранилище, архив), а также назначает должностное лицо, ответственное за хранение данных инвентаризации выбросов. Данные инвентаризации выбросов подлежат постоянному хранению в бумажном и электронном виде.

ИЗМЕРЕНИЯ И РАСЧЕТЫ В РАМКАХ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ

Подход к измерениям, расчетам и оформлению данных инвентаризации природопользователям уже знаком. Он изложен в Методическом пособии по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (СПб: ОАО «НИИ Атмосфера», 2012), которым руководствовались и до выхода Приказа, т.к. действующая Инструкция не только устаревшая, но и неподробная (содержит детальное описание только в части заполнения бланков инвентаризации).

Вместо привычной нам аббревиатуры ИЗА (источник загрязнения атмосферы) в новом Порядке используется аббревиатура ИЗАВ (источники загрязнения атмосферного воздуха).

Порядком смягчаются требования о проведении инструментальных замеров:

 Инструкция                    

При инвентаризации выбросов загрязняющих веществ должны использоваться непосредственные инструментальные замеры в соответствии с действу­ющими стандартами и рекомендованными методиками, согласованными с Госкомприродой СССР. В случаях отсутствия инструментальных методик для определения выброса какого-либо вещества допускается применение расчетных отраслевых методик согласованных с Госкомприродой СССР.

Порядок

Для определения показателей выбросов организованных источников используются преимущественно инструментальные методы. В случае использования расчетных методов в отчет о результатах инвентаризации выбросов включается обоснование выбора и применения использованных методов.

Использование расчетных методов для определения показателей выбросов допускается для организованных источников при отсутствии:

   аттестованных методик измерения загрязняющего вещества;

   практической возможности забора проб для определения инструментальными методами в соответствии с требованиями действующих национальных стандартов;

   практической возможности проведения инструментальных измерений выбросов (например, высокая температура газовоздушной смеси, высокая скорость потока отходящих газов, сверхнизкое или сверхвысокое давление внутри газохода, отсутствие доступа к источнику), а также для неорганизованных и (или) линейных источников.

В Порядке приведен целый ряд случаев, в которых для инвентаризации выбросов применяются расчетные методы. Правда, идет оговорка «с использованием результатов измерений отдельных характеристик источника выбросов, расхода сырья или топлива, а также загруженности, продолжительности работы оборудования». Данная оговорка не дает конкретного ответа, измерение каких параметров для перечисляемых источников все же достаточно, да и сформулирована она неудачно.

Например, как можно измерить загруженность оборудования? Или с такой форму­лировкой можно измерить, скажем, только продолжительность работы оборудования (засечь по часам) и этим ограничиться? Думаем, что из-за отсутствия конкретики останется старая практика — измерить все, что можно. 

На всех организованных источниках аэродинамические параметры выбросов (температура, давление, влажность, скорость истечения и расход отходящего газа) определяются преимущественно инструментальными методами в соответствии с требованиями действующих национальных стандартов, а при невозможности использования инструментальных методов - на основании документации изготовителя оборудования, проектной (конструкторской) документации и (или) результатов пусконаладочных работ. 

Для целей инвентаризации выбросов также могут использоваться результаты автоматического контроля выбросов. Правда, подробности применения такой возможности не представлены. 

    

ОТЧЕТ О РЕЗУЛЬТАТАХ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ

По результатам инвентаризации выбросов составляется отчет, который утверж­дается хозяйствующим субъектом с указанием даты утверждения. Рекоменду­емый образец структуры отчета приведен в приложении № 4 к Порядку. Данный образец приводится со ссылками на конкретные пункты Порядка, устанавлива­ющие требования к содержанию разделов отчета.

В отчете, кроме информации о проведенной инвентаризации, содержатся также сведения о результатах предыдущей инвентаризации, в т.ч. сроки проведения, показатели суммарной массы выбросов отдельно по каждому веществу по каждому источнику и по объекту в целом, а также количество ликвидированных (с указанием причин ликвидации) и введенных в эксплуатацию источников, сведения об изменениях показателей выбросов с указанием причин.

ФОРМЫ ДОКУМЕНТИРОВАНИЯ ДАННЫХ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ

В приложениях к Порядку даны и другие рекомендуемые формы документиро­вания данных инвентаризации:

   приложение № 1 «Документирование данных при нестационарности выбро­сов»;

   приложение № 2 «Документирование результатов инструментального опре­деления показателей выбросов»;

   приложение № 3 «Таблицы для документирования результатов выявления ИЗАВ, определения их характеристик и определения качественного и количе­ственного состава выбросов ЗВ» (включая отдельные таблицы для источников, имеющих произвольную форму; для источников, ось устья которых отклоняется от вертикали; для источников в случае факельного горения).

В Порядке приведены также подробные указания по заполнению форм, которые затрагивают даже округление чисел.

                        Опубликовано в журнале "Справочник ЭКОЛОГА" № 12, 2018 г.

Правовой EHS консалтинг
Общественный проект компании ЭКОТИМ
ЭКОЗАКОН
Документ месяца
 
статистика