- Статьи по теме "Санитарно-защитная зона"
- Статьи по теме "Обращение с отходами"
- Парниковые газы и углеродный след: особенности климатического законодательства
- Сложности при определении и использовании фоновых концентраций в расчетах рассеивания загрязняющих веществ
- О новом перечне загрязняющих веществ, подлежащих государственному регулированию
- Отчетность объектов III категории по отходам
- Отчетность объектов III категории по выбросам
- Устанавливайте СЗЗ своевременно!
- Практика и перспективы обращения с отходами I и II классов опасности
- Санитарно-защитные зоны: оригинальная судебная практика
- Объяснение через демонстрацию абсурда
- Судебная практика в отношении вскрышных пород
- РОП 2022: судебная практика
- От старого законодательства к новому: что говорят суды
- Как провести общественные обсуждения в рамках ОВОС
- Внедрение системы экологического менеджмента
- Неоднозначность и безграничность: попытка сделать воздухоохранное законодательство исполнимым снова не удалась
- С точки зрения эколога: что поменялось в санитарных правилах?
- Правовые нюансы использования отработанного масла в производстве
- "Регуляторная гильотина": обзор перечня неактуальных НПА
- Плата за НВОС для объектов III категории. Что говорят законодатель и правоприменитель?
- Алексей Владимирович Яблоков
- Снег, отход или не отход?
- Обзор судебной практики по возмещению вреда водным объектам
- Экологический контроль-четыреста сравнительно честных способов отъема денег
- Надо ли судиться с госорганами?
- Иск к предприятию: судебная практика
- Правовой EHS консалтинг, или иностранцы в России
- Незнание закона не освобождает от ответственности
- От старого законодательства к новому: что говорят суды 2
ПРИКАЗ МИНПРИРОДЫ РОССИИ ОТ 07.08.2018 № 352:
ДОЛГОЖДАННЫЙ ПОРЯДОК ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ВЫБРОСОВ
А.А.Самохина
В статье рассмотрим Порядок проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утвержденный Приказом Минприроды России от 07.08.2018 № 352 (вступит в силу 26.04.2019; далее — Порядок, Приказ).
Приказом установлено, что документация по инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, утвержденная до вступления в силу Приказа, является действующей и подлежит корректировке в случаях, предусмотренных Порядком.
В случае если на действующем объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС), отсутствует утвержденная документация по инвентаризации выбросов, она должна быть оформлена в соответствии с требованиями Порядка и утверждена не позднее двух лет со дня вступления в силу Приказа, т.е. к 26.04.2021.
На новых объектах, оказывающих НВОС, инвентаризация выбросов проводится не позднее чем через два года после выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию указанных объектов.
Корректировка данных инвентаризации выбросов проводится не позднее одного года со дня возникновения обстоятельств, предусматривающих необходимость корректировки.
При этом проводить инвентаризацию заново не нужно; сведения, необходимые для корректировки, готовятся в соответствии с Порядком и вносятся в имеющийся отчет о результатах инвентаризации выбросов, также в отчете указываются причины корректировки, а на его титульном листе — дата корректировки.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ
Привычное нам требование о проведении инвентаризации раз в 5 лет, которое содержится в используемой сегодня Инструкции по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (утв. Госкомприроды СССР, 1991; далее — Инструкция) отсутствует. И вообще, какая-либо периодичность новым Порядком не установлена. Тем не менее по тексту документа встречается упоминание «следующей инвентаризации».
Полагаем, предприятиям, имеющим действующую инвентаризацию, нужно будет только корректировать ее в установленных случаях. Следовательно, разработке природоохранных документов предприятиям можно будет использовать результаты инвентаризации, действующей на момент вступления в силу Порядка, с учетом внесенных в нее корректировок.
КОРРЕКТИРОВКА ДАННЫХ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ
Установленные случаи корректировки данных инвентаризации выбросов соответствуют требованиям ст. 22 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», добавлен только случай изменения объемов производства. Насколько сильно должны измениться объемы производства, чтобы возникла необходимость в корректировке данных инвентаризации, не установлено. Видимо, здесь придется руководствоваться здравым смыслом.
Вместе с тем подобная грань установлена для корректировки данных инвентаризации в следующих случаях:
• изменение объема и (или) массы выбросов при замене технологического оборудования, сырья, материалов, топливно-энергетических ресурсов;
• выявление несоответствия между показателями выбросов, полученными по результатам производственного экологического контроля или в ходе проверки, и данными последней утвержденной инвентаризации выбросов.
Так, если фактические выбросы конкретного источника по конкретному веществу превышают более чем на 25 % максимальные разовые выбросы или более чем на 10 % суммарные годовые (валовые) показатели, соответствующие нормативам выбросов (технологическим нормативам, предельно допустимым, временно согласованным или временно разрешенным выбросам), данные инвентаризации подлежат корректировке. В этом случае необходима также подготовка предложений для разработки новых нормативов выбросов.
Периодичность проведения инвентаризации выбросов новым Порядком не установлена. Поскольку основание «изменение объемов производства» законом не предусмотрено (здесь можно утверждать о недопустимости выставления подзаконным актом нового требования), полагаем, что проводить корректировку данных инвентаризации следует в том случае, если изменение объемов производства привело к изменению состава, объема или массы выбросов и в таких же количествах, как изложено выше. |
Если в период действия утвержденной инвентаризации выбросов приняты новые инструментальные или расчетные методики определения выбросов, то они используются для расчета выбросов при проведении очередной корректировки.
РЕШЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ
Для целей проведения инвентаризации выбросов или ее корректировки на предприятии издается решение, в котором определяются сроки проведения инвентаризации и назначается ответственное за ее проведение лицо.
Хозяйствующий субъект определяет место хранения (хранилище, архив), а также назначает должностное лицо, ответственное за хранение данных инвентаризации выбросов. Данные инвентаризации выбросов подлежат постоянному хранению в бумажном и электронном виде.
ИЗМЕРЕНИЯ И РАСЧЕТЫ В РАМКАХ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ
Подход к измерениям, расчетам и оформлению данных инвентаризации природопользователям уже знаком. Он изложен в Методическом пособии по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (СПб: ОАО «НИИ Атмосфера», 2012), которым руководствовались и до выхода Приказа, т.к. действующая Инструкция не только устаревшая, но и неподробная (содержит детальное описание только в части заполнения бланков инвентаризации).
Вместо привычной нам аббревиатуры ИЗА (источник загрязнения атмосферы) в новом Порядке используется аббревиатура ИЗАВ (источники загрязнения атмосферного воздуха).
Порядком смягчаются требования о проведении инструментальных замеров:
Инструкция
При инвентаризации выбросов загрязняющих веществ должны использоваться непосредственные инструментальные замеры в соответствии с действующими стандартами и рекомендованными методиками, согласованными с Госкомприродой СССР. В случаях отсутствия инструментальных методик для определения выброса какого-либо вещества допускается применение расчетных отраслевых методик, согласованных с Госкомприродой СССР.
Для определения показателей выбросов организованных источников используются преимущественно инструментальные методы. В случае использования расчетных методов в отчет о результатах инвентаризации выбросов включается обоснование выбора и применения использованных методов.
Использование расчетных методов для определения показателей выбросов допускается для организованных источников при отсутствии:
• аттестованных методик измерения загрязняющего вещества;
• практической возможности забора проб для определения инструментальными методами в соответствии с требованиями действующих национальных стандартов;
• практической возможности проведения инструментальных измерений выбросов (например, высокая температура газовоздушной смеси, высокая скорость потока отходящих газов, сверхнизкое или сверхвысокое давление внутри газохода, отсутствие доступа к источнику), а также для неорганизованных и (или) линейных источников.
В Порядке приведен целый ряд случаев, в которых для инвентаризации выбросов применяются расчетные методы. Правда, идет оговорка «с использованием результатов измерений отдельных характеристик источника выбросов, расхода сырья или топлива, а также загруженности, продолжительности работы оборудования». Данная оговорка не дает конкретного ответа, измерение каких параметров для перечисляемых источников все же достаточно, да и сформулирована она неудачно.
Например, как можно измерить загруженность оборудования? Или с такой формулировкой можно измерить, скажем, только продолжительность работы оборудования (засечь по часам) и этим ограничиться? Думаем, что из-за отсутствия конкретики останется старая практика — измерить все, что можно.
На всех организованных источниках аэродинамические параметры выбросов (температура, давление, влажность, скорость истечения и расход отходящего газа) определяются преимущественно инструментальными методами в соответствии с требованиями действующих национальных стандартов, а при невозможности использования инструментальных методов - на основании документации изготовителя оборудования, проектной (конструкторской) документации и (или) результатов пусконаладочных работ.
Для целей инвентаризации выбросов также могут использоваться результаты автоматического контроля выбросов. Правда, подробности применения такой возможности не представлены.
ОТЧЕТ О РЕЗУЛЬТАТАХ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ
По результатам инвентаризации выбросов составляется отчет, который утверждается хозяйствующим субъектом с указанием даты утверждения. Рекомендуемый образец структуры отчета приведен в приложении № 4 к Порядку. Данный образец приводится со ссылками на конкретные пункты Порядка, устанавливающие требования к содержанию разделов отчета.
В отчете, кроме информации о проведенной инвентаризации, содержатся также сведения о результатах предыдущей инвентаризации, в т.ч. сроки проведения, показатели суммарной массы выбросов отдельно по каждому веществу по каждому источнику и по объекту в целом, а также количество ликвидированных (с указанием причин ликвидации) и введенных в эксплуатацию источников, сведения об изменениях показателей выбросов с указанием причин.
ФОРМЫ ДОКУМЕНТИРОВАНИЯ ДАННЫХ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ
В приложениях к Порядку даны и другие рекомендуемые формы документирования данных инвентаризации:
• приложение № 1 «Документирование данных при нестационарности выбросов»;
• приложение № 2 «Документирование результатов инструментального определения показателей выбросов»;
• приложение № 3 «Таблицы для документирования результатов выявления ИЗАВ, определения их характеристик и определения качественного и количественного состава выбросов ЗВ» (включая отдельные таблицы для источников, имеющих произвольную форму; для источников, ось устья которых отклоняется от вертикали; для источников в случае факельного горения).
В Порядке приведены также подробные указания по заполнению форм, которые затрагивают даже округление чисел.
Опубликовано в журнале "Справочник ЭКОЛОГА" № 12, 2018 г.- 26-27 марта 2025 года Алла Дудникова выступит в качестве лектора на семинаре "Экспертиза проектной документации: новые требования, актуальные вопросы"
- В журнале "Экоспоры" № 6, 2024 г. опубликована статья "Сложности при определении и использовании фоновых концентраций в расчетах рассеивания загрязняющих веществ"
- 10-11 декабря 2024 года состоялся XXVI Всероссийский конгресс «Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности: государственное регулирование»
- С 7 октября по 16 декабря 2024 года Алла Дудникова выступает в качестве лектора по программе «Экологическая безопасность предприятия и оценка воздействия на окружающую среду»
- Алла Дудникова выступает лектором в рамках обучения по программе "Специалист по юридическому сопровождению сделок с недвижимостью" НИУ ВШЭ
- В журнале "Справочник эколога" № 8, 2024 г. опубликована статья "Парниковые газы и углеродный след: особенности климатического законодательства"
- 16.05.2024 Надежда Бирюкова выступила с докладом на XXXIV Экологическом форуме
- 13.05.2024 Надежда Бирюкова приняла участие в онлайн-конференции по расчёту ущербов в Клубе ЭкоПрофи
- В журнале "Справочник эколога" № 4, 2024 г. опубликована статья "Какие изменения внесены в законодательство об экологической экспертизе?"
- 25.04.2024 Надежда Бирюкова прочитала лекцию на тему "Паспортизация и нормирование отходов" в очном курсе ИПК "Интеграл"
- 16-17 апреля 2024 года состоялся XXV Всероссийский конгресс "Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности: государственное регулирование"
- 16 апреля 2024 года прошел семинар ООО "ЦИР "Деловое образование.ру", на котором в качестве лектора выступила Алла Дудникова
- 12.04.2024 Надежда Бирюкова выступила на онлайн-практикуме АНО «Консультационный центр «Кодекс» "Практика обращения с отходами производства: новые требования к предприятиям в 2024 году"
- В журнале "Справочник эколога" № 3, 2024 г. опубликована статья "РОП: НПА, устанавливающие, как играть по новым правилам"
- С 25 по 28 марта 2024 года на базе "Экомотоклуба" прошел парусный лагерь
- 20.03.2024 Надежда Бирюкова выступила на онлайн-конференции по промышленной экологии и охране труда с темой "На что обратить внимание при сдаче отчётности по РОП за 2023 год"
- 11.03.2024 Алла Дудникова выступила в качестве лектора по программе «Основы экологической безопасности и предупреждения профессиональных рисков»
- В журнале "Экоспоры" № 1, 2024 г. опубликована статья "О новом перечне загрязняющих веществ, подлежащих государственному регулированию"
- Внимание конкурс!
- 28.02.2024 Алла Дудникова выступила на XI Годовом собрании теоретиков права
- 20.02.2024 Надежда Бирюкова выступила на Онлайн-практикуме АНО "Парадигма" с темой "Особенности природоохранной отчетной документации и некоторые нюансы деятельности объектов ОНВ III категории"
- 05.02.2024 Алла Дудникова выступила в качестве лектора по программе «Основы экологической безопасности и предупреждения профессиональных рисков»
- 19.02.2024 Алла Дудникова выступила в качестве лектора по программе «Основы экологической безопасности и предупреждения профессиональных рисков»
- Все новости