Все публикации

 

ПИСЬМО ППК «РЭО» ОРГАНИЗАЦИЯМ В СФЕРЕ ПЕРЕРАБОТКИ ТОВАРОВ И ИХ УПАКОВКИ 

А.Г. Дудникова

Перед Новым годом мы получили письмо публично-правовой компании «Российский экологический оператор» (далее - ППК «РЭО»), адресованное руководителям организаций, осуществляющих переработку (утилизацию) товаров, упаковки товаров. Вот такие вопросы и размышления породило это письмо.

1. ОИТ ИЗ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ = ТКО?

Ознакомися с определениями ТКО и отходов от использования товаров (ОИТ) в Федеральном законе от 24.06.1998 № 89 "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон № 89-ФЗ)". Можно ли утверждать на этом основании, что ОИТ не являются ТКО?

Словарь

                                Твердые коммунальные отходы – отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

                                 Отходы от использования товаров - это отходы, образовавшиеся после утраты товарами, упаковкой товаров полностью или частично своих потребительских свойств. 

                                                                                                                              Ст. 1 Закона № 89-ФЗ


2. ВОЗМОЖНО ЛИ ОБРАЩЕНИЕ С ОИТ БЕЗ  РЕГОПЕРАТОРА?

                                Ст. 24.2 Закона № 89-Ф устанавливает требование по утилизации ОИТ силами или за счет товаропроизводителя. Можно ли утверждать, что обращение с ОИТ силами или за счет товаропроизводителя свободно от обязательств перед регоператорами?

                                  

 П. 4 ст. 24.7 Закона № 89-ФЗ                                                                                               

Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить дого­вор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отхо­дами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

Ст. 1 Закона № 89-ФЗ

Обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

П. 3 ст. 24.6 Закона № 89-ФЗ

Обращение с твердыми коммунальными отходами, являющимися отходами от использования товаров, осуществляется с учетом особенностей установленных в ст. 24.2 настоящего Федерального закона.

 

А как насчет утилизаторов, собиравших, например, отходы еще до прихода регоператора в регион? Они не являются товаропроизводителями, не работают по договору с регоператором, но разместили контейнеры для раздельного сбора, наладили сеть поставщиков отходов. Имеют ли они право продолжать работать? Или они должны быть внесены в терсхему, и тогда регоператор обязан заключить с ними договор?

Обязан ли регоператор заключить договор на утилизацию раздельно собранных отходов с оператором, включенным в терсхему?

В Правилах обращения с ТКО, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 (ред. от 15.12.2018) "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 641" (далее - Правила), читаем следующее. 

Правила

4. Обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями. 

Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами. 

19. В случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, потребители обязаны осуществлять разделение твердых коммунальных отходов по видам отходов и складированию сортированных твердых коммунальных отходов в отдельных контейнерах для соответствующих видов твердых коммунальных отходов.

Осуществление такого разделения твердых коммунальных отходов не влечет необходимости получения потребителем лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

20. Накопление отходов электронного оборудования осуществляется в соответствии с порядком накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления), утвержденным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

В каких субъектах Федерации приняты данные нормы? Норма содержит понятие «сортированные ТКО». Вправе ли иные лица, а не регоператор, транспортировать и утилизировать эти ТКО? Можно ли их считать ОИТ?

Правила

21. Запрещается организовывать места (площадки) накопления отходов от использования потребительских товаров и упаковки, утративших свои потребительские свойства, входящих в состав твердых коммунальных отходов, на контейнерных площадках и специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов без письменного согласия регионального оператора.

П. 21 Правил (в ред. постановлений Правительства РФ от 15.09.2018 № 1094, от 1 5.12.2018 № 1 572) говорит об особенностях обращения с ОИТ (оговорка о наличии особенностей изложена выше). Из этого пункта можно сделать вывод, что контейнер для сбора ОИТ может существовать отдельно от регоператора, но если его устанавливать на площадке для сбора ТКО, даже принадлежащей не регоператору, надо получить его согласие. Собственно, таким образом был прекращен раздельный сбор отходов (далее - РСО) в Замоскворечье: предпринимателя заставили убрать его контейнеры, так как лицо с функциями регоператора было против. Хотя жители, которым, по сути, принадлежала контейнерная площадка, выступали за размещение там контейнеров.

Правила

22. Накопление и сбор отходов от использования потребительских товаров и упаковки, утративших свои потребительские свойства, входящих в состав твердых коммунальных отходов, может осуществляться путем организации стационарных и мобильных пунктов приема отходов, в том числе через автоматические устройства для приема отходов.

Норма в п. 22 Правил (в ред. постановления Правительства РФ от 15.09.2018 № 1094)) является безличной, не указывает, только ли лица, упомянутые в ст. 24.2, вправе осуществлять данный сбор, однако оговорка Закона № 89-ФЗ отсылает именно к этой статье.

Правила

34. В целях обеспечения обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов в зоне деятельности регионального оператора, указанные в документации об отборе при проведении конкурсного отбора регионального оператора, заключают договоры с региональным оператором на оказание услуг по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Теоретически, если в документацию об отборе была внесена организация, то регоператор обязан с ней заключить договор. А далее? Действовать через терсхему?

Правила

39. В целях обеспечения утилизации твердых коммунальных отходов потребители вправе заключить договоры на оказание услуг по утилизации твердых коммунальных отходов с региональным оператором, индивидуальным предпринимателем и (или) юридическим лицом, осуществляющими деятельность по утилизации твердых коммунальных отходов, в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Пункт 39 Правил - ключевой пункт, который говорит о том, что потребитель вправе утилизировать ТКО, минуя регоператора. Не сказать, что он не противоречит букве Закона № 89-ФЗ, но духу этого Федерального закона точно не противоречит. 

Правила

IV. Основания, по которым юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора

г) нарушение схемы потоков твердых коммунальных отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, закрепленной схемой обращения с отходами;

Норма, изложенная в пп. г) п. IV Правил (в ред. постановления Правительства РФ от 15.09.2018 № 1094), должна помочь заставить регоператора заключать договоры на утилизацию отходов.

3. ВПРАВЕ ЛИ ППК «РЭО» ЗАНИМАТЬСЯ ОИТ, НЕ ЯВЛЯЮЩИМИСЯ ТКО И ВКЛЮЧАТЬ ИНФОРМАЦИЮ ОБ ИХ УТИЛИЗАТОРАХ В ФЕДЕРАЛЬНУЮ СХЕМУ ОБРАЩЕНИЯ С ТКО?

Трактуя изложенные в Указе Президента РФ от 14.01.2019 № 8 «О создании публично-правовой компании по формированию комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами "Российский экологический оператор"», Уставе публично-правовой компании по формированию комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами «Российский экологический оператор», утв. постановлением Правительства РФ от 04.04.2019 № 396 «О публично-правовой компании по формированию комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами "Российский экологический оператор"» и Законе № 89-ФЗ нормы в совокупности, можно сделать вывод, что ТКО и ОИТ являются пересекающимися множествами. ППК «РЭО» создан для организации обращения с ТКО, однако отдельными полномочиями ему делегировано обращение с ОИТ без конкретизации полноты множества.

Опираясь на оговорку, можно сделать вывод, что товаропроизводители могут осуществлять обращение с ОИТ, минуя регоператора, даже когда ОИТ являются ТКО.

Указ Президента РФ от 14.01.2019 № 8

«О создании публично-правовой компании по формированию комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами "Российский экологический оператор"»

в) осуществляет стимулирование и поддержку мер, направленных на увеличение количества вторичных ресурсов, получаемых от твердых коммунальных отходов, сокращение образования твердых коммунальных отходов, снижение объемов захораниваемых твердых коммунальных отходов, включая отходы от использования потребительских товаров, в отношении которых предусмотрены специальные правила обращения (элементы питания, электроника и другие), в том числе:

- обеспечивает (организует) в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, осуществление производителями и импортерами товаров утилизации отходов от использования этих товаров;

- обеспечивает (организует) в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, осуществление производителями и импортерами товаров утилизации отходов от использования этих товаров;

- разрабатывает и реализует меры по совершенствованию правил обращения со вторичными материальными ресурсами и стимулированию спроса на продукцию из них.

Окончание


              Опубликовано в журнале "Твердые бытовые отходы" № 2, 2020 г.

 

Правовой EHS консалтинг
Разработка экологической документации
ЭКОЗАКОН
Документ месяца
 
статистика