Все публикации

 

Экологическое законодательство России: основные изменения I полугодия 2018 года (Часть 2)

Выпуск подготовлен компанией правового EHS-консалтинга ЭКОТИМ

Распоряжение Правительства РФ от 24.03.2018 № 500-р «О внесении изменений в Распоряжение Правительства РФ от 10.07.2013 № 1187-р»

Определен перечень сведений, которые размещаются Росприроднадзором и Росгидрометом в Интернете в форме открытых данных. Среди сведений, размещаемых Росприроднадзором, размещению подлежат

·         перечни разрешений и лицензий, выдаваемых данным госорганом;

·         Федеральный классификационный каталог отходов (ФККО);

·         Государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО);

·         банк данных об отходах и о технологиях утилизации и обезвреживания отходов различных видов;

·         сведения об образуемых предприятием отходах;

·         сведения об образовании, утилизации, обезвреживании, размещении отходов субъектами малого и среднего предпринимательства;

·         сведения отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров.

Приказ Росприроднадзора от 28.03.2018 № 97 «О внесении изменений в Приказ Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 18.09.2017 № 447»

Зарегистрировано в Минюсте России 13.04.2018 № 50 758

Росприроднадзором скорректированы формы некоторых проверочных листов (списков контрольных вопросов), используемых при проведении плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Для объектов I категории добавлено требование о проверке наличия заключения ГЭЭ. Этот вопрос в проверочных листах появится с 01.01.2019.

Исключен надзор за соблюдением требований в части благоустройства территорий.

Формы контроля, не распространявшиеся ранее на объекты негативного воздействия I категории, применяются с 01.07.2018 при проведении плановых проверок и на этих объектах. Формулировка «за исключением объектов, отнесенных к I категории в соответствии с критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий», исключена по всему тексту приказа.

Внесены уточняющие дополнения в форму проверочного листа, применяемую при осуществлении надзора в области обращения с отходами. Поправлены формулировки вопросов и ссылки на нормативные правовые акты, запрещающие захоронение отходов. Помимо запрета на захоронение отходов I-V классов опасности, форма дополнена отдельными вопросами о соблюдении требований о запрете хранения отходов I-IV классов опасности и запрете на размещение (хранение и захоронение) отходов I-IV классов опасности. Также включен вопрос о соблюдении запрета на захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации. Скорректирован вопрос о внесении платы за ТКО региональным оператором в связи с внесением Федеральным законом от 31.12.2017 № 503-ФЗ «О внесении изменений в закон „Об отходах производства и потребления“ и отдельные законодательные акты РФ» нормы о невзимании платы за ТКО за 2016−2017 гг. Поправлены пункты, посвященные вопросам выполнения нормативов утилизации и уплате экологического сбора. Добавлены вопросы к региональному оператору о выполнении его обязанностей.

Приказ Минприроды России от 30.03.2018 № 123 «О внесении изменений в приложения к приказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 28.03.2016 № 98 «Об утверждении типовых положений о территориальных органах Федеральной службы по надзору в сфере природопользования»

Зарегистрировано в Минюсте России 18.04.2018 № 50 821

Из типовых положений о Росприроднадзоре и о его территориальных органах исключена возможность согласования данными органами региональных программ и территориальных схем обращения с отходами.

Постановление Правительства РФ от 31.03.2018 № 389 «О внесении изменения в Правила регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами»

Установление льготных тарифов по обращению с ТКО предусмотрено Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» на основании нормативного правового акта субъекта РФ. Теперь это закреплено и в Правилах регулирования тарифов в сфере обращения с ТКО, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.05.2016 № 484.

Также установлено, что орган регулирования не позднее пяти рабочих дней со дня вступления в силу соответствующего нормативного правового акта субъекта РФ обеспечивает опубликование перечня потребителей или отдельных категорий потребителей, имеющих право на льготные тарифы (за исключением физических лиц), путем его размещения на своем официальном сайте в сети Интернет, в случае отсутствия такого сайта — на официальном сайте, определяемом высшим должностным лицом субъекта РФ.

Постановление Правительства РФ от 31.03.2018 № 390 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации«

Изменены отдельные постановления Правительства РФ, регулирующие вопросы раскрытия информации, в том числе в области обращения с ТКО. Предусмотрена публикация раскрываемых данных в Единой информационно-аналитической системе «Федеральный орган регулирования — региональные органы регулирования — субъекты регулирования» (ФГИС ЕИАС).

ФАС России поручено утвердить формы размещения сведений в ФГИС ЕИАС и форматы передачи данных, а также к 24.10.2018 раскрыть отдельные виды информации в части регулирования предельных тарифов, в том числе в области обращения с ТКО.

Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2018 № 567-р «О перечне субъектов Российской Федерации, в которых предусматривается строительство (реконструкция, модернизация) генерирующих объектов, функционирующих на основе использования отходов производства и потребления»

Краснодарский и Ставропольский края включены в перечень субъектов РФ, в которых в 2018 г. предусматривается строительство (реконструкция, модернизация) генерирующих объектов, функционирующих на основе использования отходов производства и потребления.

Письмо Росприроднадзора от 02.04.2018 № АС-10−02−36/6274 «О направлении информации по применению положений Федерального закона от 31.12.2017 № 503-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования направила в свои территориальные органы информацию, разъясняющую положения Федерального закона от 31.12.2017 № 503-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об отходах производства и потребления“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее закон № 503-ФЗ).

В данном письме рассмотрены следующие вопросы применения новых норм закона № 503-ФЗ:

·         лицензирование деятельности по обращению с отходами;

·         разработка территориальных схем по обращению с отходами;

·         реализация положений о расширенной ответственности производителей/импортеров товаров и упаковки товаров;

·         внесения платежей за негативное воздействие.

В письме описаны возможные варианты оформления/переоформления лицензии в связи с изменением понятия «сбора» отходов. Так, ввиду того, что лицензируемые виды деятельности и виды работ, составляющие лицензируемые виды деятельности, не изменены, переоформление лицензии в части исключения работ по сбору отходов I-IV классов опасности не является обязанностью лицензиата. Кроме того, учитывая положения ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», лицо, обладающее лицензией на сбор и транспортирование отходов, вправе осуществлять деятельность по транспортированию отходов без переоформления разрешительного документа. При этом указывается на то, что лицензиаты, осуществляющие деятельность по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, в случае намерения осуществлять деятельность по сбору отходов в смысле, определенном законом № 503-ФЗ, обязаны переоформить лицензию в связи с изменением вида работ, составляющего лицензируемый вид деятельности, в порядке, установленном ст. 18 закона № 99-ФЗ.

Отмечено, что соискатель лицензии вправе по своему усмотрению подавать заявление на предоставление/переоформление лицензии на конкретные виды отходов и (или) группы и (или) подгруппы отходов, с указанием класса опасности видов отходов в соответствующих группах, подгруппах, в отношении которых предоставляется лицензия. К письму приложен пример заполнения заявления о предоставлении/переоформлении лицензии.

В части разработки и согласования территориальных схем указано, что с 31.12.2017 Росприроднадзор не согласовывает данные схемы, а только подготавливает предложения и замечания к ним, также согласованию с территориальными органами Росприроднадзора не подлежат региональные программы в области обращения с отходами, в том числе с ТКО.

Относительно расширенной ответственности производителей товаров и упаковки (РОП) уточнен круг лиц, обязанных обеспечить выполнение нормативов утилизации. Даны комментарии по применению «категорий товаров аналогичного назначения и (или) аналогичного способа обработки отходов от их использования», которые установлены в Перечне готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2017 № 2970-р.

Указывается на то, что обязанность обеспечивать выполнение норматива утилизации распространяется на производителей и импортеров товаров, упаковки товаров с момента их первичной реализации. Исполнение норматива утилизации предусмотрено путем заключения договоров с оператором по обращению с ТКО, региональным оператором, индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, обладающим лицензией на осуществление деятельности по утилизации отходов I-IV классов опасности. При этом в случае выявления фактов исполнения норматива утилизации путем передачи отходов в целях сбора, транспортирования, обработки, обезвреживания отходов, территориальным органам Росприроднадзора предписано применять меры административного воздействия, установленные Кодексом РФ об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).

Отмечено, что подтверждение выполнения нормативов утилизации возможно после проведения Росприроднадзором и его территориальными органами проверки достоверности и полноты сведений, указанных в документах, предоставленных в соответствии с законодательством в рамках РОП.

Обращается внимание на необходимость учитывать поэтапное вступление в силу пунктов Перечня видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 25.07.2017 № 1589-р, при предоставлении государственной услуги по утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности. При этом в случае выявления территориальными органами Росприроднадзора фактов захоронения отходов, входящих в Перечень, будут применяться меры административного воздействия, установленные КоАП РФ.

В отношении платы за негативное воздействие при размещении ТКО еще раз подчеркивается, что в период с 01.01.2016 по 31.12.2017 региональные операторы по обращению с ТКО, операторы по обращению с ТКО, а также лица, не являющиеся операторами по обращению с ТКО, освобождены от платы за размещение ТКО.

Территориальным органам Росприроднадзора напоминается, что при принятии решений о возврате сумм излишне уплаченной (взысканной) платы за негативное воздействие на окружающую среду они должны использовать предусмотренную в таких случаях процедуру сверки расчетов внесенных и (или) начисленных сумм платежей с хозяйствующим субъектом. Кроме того, принятие решений о возврате сумм излишне уплаченных платежей должно осуществляться исходя из решений комиссии по утверждению решений о возврате сумм излишне уплаченных платежей. При возникновении сомнений в обоснованности информации, приведенной хозяйствующим субъектом в заявлении о возврате сумм излишне уплаченных платежей, комиссия вправе принять решение об отказе в возврате платежей и уведомить хозяйствующий субъект о возможности оформления возврата денежных средств по исполнительному документу.

К данному письму также приложены некоторые предыдущие письма Росприроднадзора по рассмотренным вопросам и текст самого закона № 503-ФЗ:

·         от 21.02.2017 № АС-06−02−36/3591 «О плате за негативное воздействие на окружающую среду»;

·         от 15.03.2017 № АС-06−02−36/5194 «О зачете, возврате излишне уплаченной платы за негативное воздействие на окружающую среду»;

·         от 27.03.2017 № АА-06−02−36/6198 «О формах документов».

Опубликовано в журнале «Твердые Бытовые Отходы», август 2018 г.



Правовой EHS консалтинг
Разработка экологической документации
ЭКОЗАКОН
Документ месяца
Тренинги и семинары
 
статистика