Все публикации

 

Экологическое законодательство России: основные изменения I полугодия 2018 года (Часть 1)

Выпуск подготовлен компанией правового EHS-консалтинга ЭКОТИМ

 Письмо Росприроднадзора от 09.01.2018 № АС-10−02−36/156

Производители, импортеры товаров обеспечивают утилизацию отходов от использования этих товаров самостоятельно. Обязанность производителя, импортера товаров по их утилизации считается исполненной со дня представления отчетности о выполнении нормативов утилизации либо со дня уплаты экологического сбора. Исполнение норматива утилизации отходов от использования товаров с целью предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду подтверждается предоставлением декларации о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки, подлежащих утилизации, отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, форм расчета суммы экологического сбора за отчетный год.

При этом непредставление или несвоевременное представление декларации, отчетности, а также представление недостоверных сведений в декларации, отчетности расценивается как сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, а следовательно, является административным правонарушением, административная ответственность за которое установлена ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Распоряжение Правительства РФ от 25.01.2018 № 84-р «Об утверждении Стратегии развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 г.»

Стратегия является первым фундаментальным документом по формированию новых отношений в сфере производственного укрепления отрасли промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов и созданию системных регуляторов по обращению с вторичными ресурсами, позволяющих реализовать основные государственные принципы в области обращения с отходами.

Установлены целевые показатели развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов до 2030 г. Достижение указанных показателей к 2030 г. будет обеспечено за счет:

·         увеличения доли ТКО, направленных на обработку, в общем объеме отходов, вывезенных с мест, с 8,9 (в 2016 г.) до 80% (в 2030 г.) (от общего количества ТКО);

·         создания 70 экотехнопарков;

·         создания 226 производственно-технических комплексов по обработке, утилизации и обезвреживанию ТКО (в настоящее время существует шесть комплексов);

·         увеличения количества мусоросортировочных комплексов ТКО с 60 (в 2016 г.) до 310 (в 2030 г.);

·         увеличения количества многофункциональных комплексов по промышленному обезвреживанию отходов, так же как и многофункциональных сортировочных комплексов, в 11 раз — с десяти до 110 в обоих случаях;

·         повышения уровня локализации производства оборудования для обработки, утилизации и обезвреживания отходов с 45 до 90%.

Определение Верховного Суда РФ от 31.01.2018 по делу № 305-ЭС17−10 622, А41−25 079/2016

Росприроднадзору отказано в удовлетворении иска о взыскании 36 198 212 руб. платы за негативное воздействие на окружающую среду за IV кв. 2014 г. и за I-IV кв. 2015 г. с управляющей организации в части размещения отходов, образовавшихся в результате жизнедеятельности собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах.

В пользу управляющей компании говорят следующие доводы.

Управляющие организации, обеспечивая в соответствии с договорами на управление общим имуществом многоквартирных домов, сбор и вывоз коммунально-бытовых отходов, являющихся следствием жизнедеятельности физических лиц, проживающих в многоквартирных домах, действуют фактически как представители собственников помещений, а не как лица, осуществляющие деятельность по размещению отходов, по смыслу Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон об отходах). Размер обязательств управляющей организации должен определяться размером обязательств собственников помещений. Поскольку на собственников помещений — физических лиц — обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду как необходимое условие получения права осуществлять хозяйственную и иную деятельность законом не возложена, такая обязанность не может возникнуть и у управляющей организации.

Суд полагает ошибочным вывод о том, что, исходя из положений ст. 39, 135, 158 ЖК РФ, подпункта «д» п. 11 Правил № 491, собственники помещений в многоквартирном доме по договору управления фактически передают управляющей организации свои обязанности «образователя» отходов производства и потребления, в том числе собственность на эти отходы.

Также несостоятельным суд посчитал довод о том, что по смыслу норм закона об охране окружающей среды и закона об отходах, как в редакции до 01.01.2016, так и в редакции, действующей с указанной даты, управляющие организации должны вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов вплоть до создания региональных операторов.

Также судом отмечено, что ст. 9 Федерального закона от 31.12.2017 № 503-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об отходах производства и потребления“, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов», согласно которым ст. 23 закона об отходах дополнена ч. 10, где указано, что плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении ТКО за 2016 и 2017 гг. не исчисляется и не взимается.

Письмо Минприроды России от 02.02.2018 № 12−44/3070 «О захоронении отдельных видов отходов»

Минприроды России отмечает, что статус действующих проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в связи с вступлением с 01.01.2018 запрета на захоронение отдельных видов отходов остается без изменения до окончания срока их действия.

Запрет на захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, по мнению Минприроды России, предполагает прекращение приема отходов для захоронения, что не означает необходимости внесения изменений в разрешительные документы.

Минприроды России отмечает, что требование по переоформлению проекта по этой причине не установлено, как и не предусмотрено переоформление лицензии на обращение с отходами, содержащей виды отходов, запрещенные к захоронению, то есть лицензия на обращение с отходами может содержать наименования отходов, захоронение которых запрещено.

В отчетной документации (технический отчет, отчетность малого и среднего бизнеса, формы первичного учета) отражаются операции по обращению с отходами, которые осуществил хозяйствующий субъект, в результате деятельности которого образовались отходы либо который принял отходы от сторонних организаций в отчетном периоде. Отражение в отчетной документации сведений о захоронении отходов из Перечня, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.07.2017 № 1589-р, и будет свидетельствовать о несоблюдении соответствующим хозяйствующим субъектом запрета на захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации.

Постановление Правительства РФ от 12.02.2018 № 147 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012- 2020 гг.«

Внесены отдельные изменения в Программу, в том числе в части государственной поддержки субъектов РФ при реализации Программы в области обращения с отходами. В приложения к Программе включены Правила предоставления и распределения субсидий бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета на софинансирование государственных программ (подпрограмм государственных программ) субъектов РФ в области обращения с отходами.

Письмо Минфина России от 15.02.2018 № 03−07−11/9194

Минфин России разъясняет возможность применения налога на добавленную стоимость (НДС) в отношении коммунальной услуги по обращению с ТКО, оказываемой региональным оператором физическим и юридическим лицам.

Так, в соответствии с подп. 29 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождается реализация коммунальных услуг, предоставляемых управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций, организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

При этом освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость коммунальных услуг по обращению с ТКО, реализуемых вышеназванным налогоплательщикам, Налоговым кодексом не предусмотрено. Данные коммунальные услуги подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.

Минфин России отметил только то, что коммунальные услуги по обращению с ТКО в приведенном пункте Налогового кодекса не перечисляются, но отдельно отметил, что это лишь его точка зрения.

Письмо Росприроднадзора от 19.02.2018 № АА-10−01−32/3082 «О рассмотрении обращения»

Росприроднадзор разъяснил, что при сдаче отчетности за 2017 г. следует руководствоваться нормативами утилизации, установленными Распоряжением Правительства РФ от 04.12.2015 № 2491-р, в котором установлены нормативы утилизации на 2015−2017 гг. Нормативы утилизации, установленные распоряжением Правительства РФ от 28.12.2017 № 2971-р, устанавливают нормативы на 2018−2020 гг. и при сдаче отчетности за 2017 г. не применяются.

Письмо Росприроднадзора от 22.02.2018 № РН-10−02−28/3366 «Об уплате государственной пошлины»

Если хозяйствующий субъект получил на законных основаниях решение территориального органа Росприроднадзора об отказе в предоставлении лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, то в данном случае уплаченная сумма государственной пошлины возврату не подлежит.

Соответственно, в случае повторного обращения организации в уполномоченный орган (к должностному лицу) за предоставлением государственной услуги по выдаче лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности государственная пошлина подлежит уплате в полном размере.

Эту же логику Росприроднадзор применяет и в отношении оплаты государственной пошлины за выдачу документа об утверждении НООЛР: при получении отказа в согласовании хозяйствующий субъект подает документы повторно, предварительно оплачивая госпошлину за госуслугу в размере 1600 руб.

Между тем Налоговым кодексом предписывается уплата госпошлины «за выдачу лицензии» и «за выдачу документа об утверждении нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение», а не за рассмотрение документов и выдачу отказа.

Приказ Министерства финансов РФ от 28.02.2018 № 35н «О внесении изменений в Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.07.2013 № 65н»

Введена детализация КБК вида доходов 048 1 12 1 040 01 6000 120 «Плата за размещение отходов производства и потребления» по следующим кодам:

·         048 1 12 1 041 01 6000 120 «Плата за размещение отходов производства»;

·         048 1 12 1 042 01 6000 120 «Плата за размещение твердых коммунальных отходов» (только для операторов по обращению с ТКО).

Новыми КБК следует пользоваться при внесении платежей начиная со II квартала 2018 г.

Опубликовано в журнале «Твердые Бытовые Отходы», август 2018 г.



Правовой EHS консалтинг
Разработка экологической документации
ЭКОЗАКОН
Документ месяца
Тренинги и семинары
 
статистика