Все публикации

 

 БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОТХОДЫ

Алла Геннадьевна Дудникова, заместитель генерального директора по правовым вопросам ООО "ЭКОТИМ"

Софья Сергеевна Галаневич, ФГБОУ ВО МГАВМиБ - МВА имени К.И. Скрябина

 В общих чертах, биологические отходы включают в себя трупы животных и отходы от их переработки. Эти виды отходов подлежат отдельному правовому регулированию в связи с их потенциальной эпидемиологической опасностью.

Все производимые человечеством отходы в российском правовом поле подразделяются на отходы производства и потребления, биологические, медицинские и радиоактивные отходы.

Отходы производства и потребления имеют свой собственный закон - Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. От 28.12.2016) "Об отходах производства и потребления" (далее — Закон об отходах).

В пункте 2 статьи 2 Закона об отходах сказано: «2. Отношения в области обращения с радиоактивными отходами, с биологическими отходами, с медицинскими отходами, веществами, разрушающими озоновый слой (за исключением случаев, если такие вещества являются частью продукции, утратившей свои потребительские свойства), с выбросами вредных веществ в атмосферу и со сбросами вредных веществ в водные объекты регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации».

Радиоактивные отходы также имеют свой закон - Федеральный закон от 11.07.2011 N 190-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Закон РФ от 14 мая 1993 г. N 4979-I "О ветеринарии" в ст. 18 только упоминает, что владельцы животных и производители продуктов животноводства обязаны не допускать загрязнения окружающей среды отходами животноводства.

Таким образом биологические и медицинские отходы оказались без своего закона, что позволяет говорить о существенном пробеле в правовом регулировании в части медицинских и биологических отходов.

Медицинские отходы не являются темой работы и остаются за её пределами. Что же говорит законодательство по поводу биологических отходов:

Единственный нормативно-правовой акт, реально регулирующий обращение с биологическими отходами - "Ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов" (утв. Минсельхозпродом РФ 04.12.1995 N 13-7-2/469) (ред. от 16.08.2007) (зарегистрировано в Минюсте РФ 05.01.1996 N 1005) (далее — Правила, ветеринарные правила). Об этом акте, как о единственном правовом регуляторе, упоминается, например, в Письме Минприроды России от 16.12.2011 N 12-46/18775 "О регулировании природоохранной деятельности с медицинскими и биологическими отходами".

 Рассмотрим Правила с точки зрения предъявляемых требований и полноты регулирования обращения с биологическими отходами.

 Во-первых, очень важно понять, на кого распространяются эти Правила. Согласно пункту 1.1. Ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов (именуемые в дальнейшем "Правила") являются обязательными для исполнения владельцами животных независимо от способа ведения хозяйства, а также организациями, предприятиями (в дальнейшем организациями) всех форм собственности, занимающимися производством, транспортировкой, заготовкой и переработкой продуктов и сырья животного происхождения.

Таким образом можно сделать вывод, что Правила не распространяются на просто содержание домашних животных у обычных физических лиц, не ведущих хозяйство, и на ветеринарные клиники.

Во-вторых важно определить, что именно входит в понятие «биологические отходы», так как требования, определяемые Правилами, будут распространяться только на те отходы, которые правилами включены в понятие «биологический отход». Об этом говорит п. 1.2. Правил:

1.2. Биологическими отходами являются:

- трупы животных и птиц, в т.ч. лабораторных;

- абортированные и мертворожденные плоды;

- ветеринарные конфискаты (мясо, рыба, другая продукция животного происхождения), выявленные после ветеринарно-санитарной экспертизы на убойных пунктах, хладобойнях, в мясо-, рыбоперерабатывающих организациях, рынках, организациях торговли и др. объектах;

- другие отходы, получаемые при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения.

В отличие от первого пункта, кажется, сужающего число субъектов правоотношений, охватываемых настоящими Правилами, второй пункт их расширяет. Область правового регулирования определим множеством, образованным на пересечении множеств первых двух пунктов. Понятно и бесспорно, что субъекты данных правоотношений — это хозяйства, осуществляющие животноводческую хозяйственную деятельность. И трупы данных сельскохозяйственных животных — это биологический отход, который надлежит утилизировать согласно требованиям Правил.

Но берем субъекта, указанного в пункте 1.1. как «организациями, предприятиями (в дальнейшем организациями) всех форм собственности, занимающимися производством, транспортировкой, заготовкой и переработкой продуктов и сырья животного происхождения». Благо, здесь уже формулировка «организации, предприятия», к чему не могут быть отнесены физические лица (в отличие от понятия «владелец», указанного в первой части данного пункта). Но рассмотрим промышленное предприятие, имеющее столовую для своих сотрудников. Оно получается организацией, занимающейся переработкой продуктов и сырья животного происхождения, и имеет отход, согласно п. 1.2

«другие отходы, получаемые при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения». И действительно есть правоприменительная практика о предъявлении претензий заводской столовой. Причем правоприменитель разъяснил, что если в отход идут обрезки вареного мяса — это пищевые отходы, а если сырого — это биологические отходы. Рекомендации аудиторов, выявивших данный прецедент, были — прокипятить отходы перед выбрасыванием.

Если прочитать требования, предъявляемые Правилами к утилизации биологических отходов,  можно будет оценить степень реальности и уместности предъявления данных требований к заводским столовым и подобным объектам. Поскольку, по сути, Правила подробно регулируют утилизацию именно трупов животных, а не обрезков мяса заводской столовой.

Также мы вдруг встречаем п. 2.3. - «Сбор и уничтожение трупов диких (бродячих) животных проводится владельцем, в чьем ведении находится данная местность (в населенных пунктах - коммунальная служба)». Таким образом неожиданно появляется новый субъект рассматриваемых правоотношений, не упомянутый в пункте 1.1., пункте, которым должен был быть исчерпывающе очерчен круг лиц, на которые Правила распространяются.  Правила были изданы в 1995 году, когда последствия перехода государственной собственности в частную еще не дали обратной связи и не учитывались нормотворцем. Теперь же можем себе представить, что субъектом правоотношения, указанного в п. 2.3. Правил, будет не только коммунальная служба, но и, например, владелец полей. Собственно, и сейчас уже владельцы полей столкнулись с проблемой несанкционированного размещения на их землях неустановленными (или недосягаемыми для санкций) лицами отходов (в том числе биологических), когда к ним, как к собственникам земельного участка, предъявляются требования по ликвидации несанкционированной свалки. При активизации надзора за исполнением Правил можно ожидать подобного и в отношении утилизации трупов даже диких животных, которых угораздило умереть на вашем огороде.

Причем понятие «животное» законодательство не содержит, а в биологии под этим термином подразумеваются не только звери, но и, например, плоские черви в количестве около 25 тысяч видов.

А как же индустрия содержания животных ради других целей в домах и квартирах частных лиц, цирки, зоопарки, дельфинарии и обслуживающие их ветеринарные клиники?

Что касается самих клиник, то они не являются собственниками животных. Хозяева же поступают в зависимости от уровня восприятия смерти домашнего питомца. От отнесения его к ТКО, другими словами, погружения в домовой контейнер, после чего труп утилизируется как твердый коммунальный отход (законодательство запрещает полигонам ТКО принимать биологические и медицинские отходы, однако, на практике почти нереально выявить в составе ТКО такие отходы до тех пор, пока они не будут выгружены на полигоне). До захоронения его на своем приусадебном участке или в общественных местах (парках и скверах).

 Юридическая логика подсказывает, что вопросы утилизации трупов домашних питомцев должны быть отнесены к вопросам местного значения, однако напрямую Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 30.10.2017) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" этот вопрос не обозначает. Есть только: «осуществление мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, обитающих на территории городского округа».

В связи с этим в разных субъектах федерации данный вопрос решается по-разному. Например, администрация города Челябинска сделала вид, что ветеринарные правила распространяются и на владельцев домашних животных, издав письмо от 30 января 2017 годо "О недопустимости захоронения в землю умерших домашних животных", в котором указано, что владельцы домашних животных, нарушившие ветеринарные правила, привлекаются к ответственности по части 3 статьи 10.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которой устанавливается ответственность за нарушение ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов.

Правительство города Москвы издало свои правила, ответственность за которые установлена КоАПом города Москвы, в котором присутствует статья  5.8. Нарушение порядка захоронения или утилизации трупов домашних животных:

Нарушение установленного правовыми актами города Москвы порядка захоронения или утилизации трупов домашних животных -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Согласно пункту 2.12. Временных правил содержания собак и кошек в г. Москве, утв. Постановлением Правительства Москвы от 08.02.1994 N 101 (ред. От 07.10.2008), при гибели животного труп его сдается в ветеринарное учреждение. Запрещается выбрасывать труп павшего животного.

В Липецкой области учли этическую сторону содержания домашних питомцев, а также, что помимо кошек и собак могут содержаться иные домашние животные и птица, в результате чего согласно Правилам содержания собак, кошек, иных домашних животных и птицы на территории Липецкого района, утв. решением Совета депутатов № 151 от 30.11.2005 года:

7. Порядок захоронения или утилизации трупов домашних животных и птицы

7.1. Граждане и юридические лица имеют право на услуги по захоронению и утилизации трупов принадлежащих им домашних животных и птицы.

7.2. Захоронение трупов домашних животных и птицы производится в специально отведенных администрациями сельсоветов местах в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами.

7.3. При отказе собственника или владельца от захоронения павшего домашнего животного труп животного подлежит утилизации.

7.4. Организация и контроль по утилизации трупов домашних, безнадзорных животных возлагается на администрации сельсоветов и осуществляется специализированными организациями в специально предусмотренных для этих целей местах.

Норма просуществовала в данной редакции до тех пор, пока Совет депутатов не утвердил новые правила (Решение № 129 от 7 марта 2017 года), из которых право на захоронение было изъято.

Наблюдаются и иные попытки регулирования данного вопроса, например, принят ГОСТ Р 56391-2015 Услуги для непродуктивных животных. Содержание непродуктивных животных в городских условиях. Общие требования. Ожидается закон города Москвы и даже федеральный закон, однако пока можно наблюдать только отсылки к тем самым единственным ветеринарным правилам, что, скорее можно ожидать их распространения на непродуктивных домашних животных, чем создание для них отдельной процедуры, да еще и с учетом реальности и этичности.

Пока же в действующем правовом поле уместнее говорить о пробельности законодательства, касающегося непродуктивных домашних животных. Данные животные, в том числе умершие, являются собственностью хозяина, в результате чего на практике по желанию хозяина либо труп возвращается ему, либо утилизируется по правилам, установленным ветеринарной клиникой. Ветеринарные же клиники работают по договору с крематорами животных, т. о. утилизация биологических отходов ветеринарных клиник осуществляется методом их сжигания на специальных установках. По поручению хозяина умершего животного может быть осуществлена индивидуальная кремация с возвратом ему праха усопшего (т. к. это же тоже его собственность). О чем законодательство вообще не имеет понятия.

 Вывод:

Правовое регулирование утилизации биологических отходов не находится на должном ни правовом, ни правоприменительном уровне. Необходима адаптация действующих ветеринарных правил к реалиям, а также разработка специальных правил в отношении непродуктивных домашних животных, особенно, домашних питомцев, с учетом этической составляющей, т. к. иначе правила будут нарушаться как ввиду не всегда имеющейся возможности их исполнения, так и в виду наличия моральной связи между хозяевами и их питомцами, когда хозяева скорее пойдут на нарушение такого законодательства, чем будут его исполнять. Попытка же привлечения хозяев к жесткой ответственности может породить массовые социальные конфликты.

 Использованные источники информации:

Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "Об отходах производства и потребления"

Закон РФ от 14 мая 1993 г. N 4979-I "О ветеринарии"

"Ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов" (утв. Минсельхозпродом РФ 04.12.1995 N 13-7-2/469) (ред. от 16.08.2007) (зарегистрировано в Минюсте РФ 05.01.1996 N 1005)

Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. От 30.10.2017) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"

Временные правила содержания собак и кошек в г. Москве, утв. Постановлением Правительства Москвы от 08.02.1994 N 101 (ред. От 07.10.2008)

ГОСТ Р 56391-2015 Услуги для непродуктивных животных. Содержание непродуктивных животных в городских условиях. Общие требования

Правила содержания собак, кошек, иных домашних животных и птицы на территории Липецкого района, утв. решением Совета депутатов № 151 от 30.11.2005 года, утратили силу

Правила содержания собак, кошек, иных домашних животных и птицы на территории Липецкого района, утв. решением Совета депутатов № 129 от 07.03.2017 года

Письмо администрации г. Челябинска от 30 января 2017 года "О недопустимости захоронения в землю умерших домашних животных"

https://cheladmin.ru/ru/administraciya-goroda/struktura-upravleniya/upravlenie-ekologii-i-prirodopolzovaniya/o-nedopustimosti-zahoroneniya-v-zemlyu-umershih 

Статья опубликована в Журнале ТБО, май 2018 г.
Правовой EHS консалтинг
Разработка экологической документации
ЭКОЗАКОН
Документ месяца
Тренинги и семинары
 
статистика